Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Истории

"Казахстанцам пытаются навязать цензуру, молчание и страх". Почему петиция против пропаганды ЛГБТИК+ – это дискриминация и ксенофобия

22.06.2024
Петиция против "ЛГБТ-пропаганды" собрала 50 тысяч подписей Фото с сайта epetition.kz
Петиция против "ЛГБТ-пропаганды" собрала 50 тысяч подписей

Правозащитники настаивают: текст петиции призывает, чтобы одна группа людей нарушила права другой группы.

Петиция за запрет ЛГБТИК+ пропаганды появилась на портале ePetition 29 мая. Инициатор – руководитель Казахстанского союза родителей Багила Балтабаева, которая считает, что детям открыто навязывается однополая любовь с книжных лавок, экранов телевизоров и смартфонов.

За 10 дней она набрала 50 тысяч подписей, что означает, что госорганы должны отреагировать. В министерстве культуры и информации сообщили, что петицию приняли к рассмотрению, по закону на это даётся 40 рабочих дней. В рабочую группу войдут представители государственных органов и общественных объединений.

Шум вокруг петиции поднялся в июне, когда мир отмечает Месяц гордости ЛГБТИК+, который посвящён празднованию гордости лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров, а также движению за их права. В Казахстане в Месяц гордости рассматривается петиция за запрет пропаганды ЛГБТИК+ сообщества.

Также на этом фоне депутат мажилиса Самат Мусабаев требует наказать причастных к созданию музыкального клипа с танцующими в национальной одежде девушками и парнем в юрте. Его больше всего возмутило, что "центральной фигурой этой развратной троицы оказался представитель ЛГБТ". Словом, Месяц гордости в Казахстане стал месяцем вражды к представителям другой социальной группы. 

Почему так происходит?

"ЛГБТИК+ – это не терроризм и не наркотики, чтобы запрещать"

Юрист, доктор права PhD, международный консультант по правам человека Халида Ажигулова считает петицию против пропаганды ЛГБТИК+ антиконституционной:

"Она дискриминирует целую социальную группу, сама по сути пропагандирует ненависть и нетерпимость, что является абсолютно неприемлемым в правовом государстве и противоречит нашей Конституции, которая запрещает дискриминацию по любому признаку".

На сайте петиций есть правила: по каким предметам их можно публиковать, а по каким – нет. Запрещено публиковать петиции, которые "могут повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина".

---

Читайте также:

---

"Запрет пропаганды ЛГБТИК+ однозначно является нарушением прав человека, потому что у нас в Казахстане однополые сексуальные отношения не являются уголовно наказуемым деянием. Поэтому администратор сайта должен был отказать в публикации этой петиции", – объяснила Халида Ажигулова.

Халида АжигуловаФото со страницы Халиды Ажигуловой в Instagram
Халида Ажигулова

Такие петиции, по её мнению, опасны, потому что требуют запретить явную и скрытую пропаганду. 

"Чтобы запретить пропаганду чего-либо, это деяние должно быть незаконным, то есть за него должна предусматриваться уголовная или административная ответственность. Например, в Казахстане запрещена пропаганда терроризма, пропаганда распространения и употребления наркотических средств в общественных местах, потому что эти деяния являются уголовными правонарушениями. Запрещена пропаганда насилия, потому что в Казахстане так же все виды физического насилия запрещены Уголовным кодексом. То есть цель пропаганды – побудить человека сделать что-то. А пропаганда ЛГБТик+ – это что? У авторов петиции есть доказательства, что кто-то кого-то склоняет к однополым отношениям или что? Пусть авторы петиции приведут хотя бы один конкретный пример, когда кто-то в Казахстане "превратился" в представителя ЛГБТИК+ сообщества из-за якобы пропаганды однополой любви", – сказала Халида Ажигулова.

Слова авторов петиции (однополая любовь навязывается с книжных лавок, с экранов телевизоров) она считает проявлением мракобесия.

"Это говорит только о том, что авторы петиции оторваны от жизни, от того, как живёт молодёжь и как живут дети. Современные дети и молодёжь в своём большинстве не ходят по книжным лавкам и не смотрят телевизор – они в основном находятся в соцсети. Через эту петицию её авторы по сути распространяют свою ненависть к людям, которые не похожи на них, демонстрируют свою ксенофобию, гомофобию, и это очень опасно. Считаю, что такую антиконституционную петицию изначально не должны были размещать, а тем более рассматривать. Почему её опубликовали – вопрос к администраторам этой государственной платформы. Ни в одном правовом, демократическом и уважающем себя государстве не допустили бы размещение такой антиконституционной, противозаконной, ненаучной и мракобесной петиции. А у нас опубликовали", – посетовала спикер.

Это негативно сказывается на международной репутации Казахстана, который с 2022 по 2024 год входит в Совет ООН по правам человека, подчеркнула Халида Ажигулова. В июне представитель Казахстана была избрана в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

"Лесбиянки – это тоже женщины, но их пытаются заставить стать невидимыми через такую петицию. Получается, одной рукой наше правительство запрещает любую дискриминацию женщин, а другой – разрешает размещать такие петиции и рассматривать их? Это говорит о двойных стандартах в области прав человека. Сегодня правительство разрешило опубликовать петицию против ЛГБТИК+, а завтра разрешит публиковать петиции о запрете пропаганды психологии? О запрете пропаганды обязательной вакцинации детей? О запрете пропаганды здравого смысла? Нельзя превращать государственный сайт петиций в мусорку для антинаучного бреда и мракобесия", – добавила Халида Ажигулова.

–––

Читайте также:

–––

Она считает петицию, в том числе, антинаучной.

"Любые законы должны быть научно обоснованы. Поэтому в правовом государстве, прежде чем принять любой закон, проводятся научные исследования. Все международные научные исследования давно доказали: гомосексуальность – это врождённая характеристика, точно такая же, как цвет кожи, цвет глаз, этническая и расовая принадлежность. Запрещать пропаганду естественных характеристик – это и есть мракобесие. Сайт петиций создавали для решения важных проблем, а фактически используют для продвижения такого мракобесия, распространения ложной, антинаучной информации и ненависти к социальной группе людей", – заключила она.

"Сексуальную ориентацию невозможно пропагандировать или менять"

Директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис напомнил, что инициатором петиции стал Союз родителей. 

Евгений ЖовтисФото КМБПЧСЗ
Евгений Жовтис

"Это организация, которая широко распространяет разного рода конспирологические теории и ксенофобию, основанную на российских нарративах, российской пропаганде и политических технологиях. Возможно, в сборе подписей прямо или косвенно поучаствовало государство, поскольку среди подписантов есть и сотрудники государственных учреждений, что бывает редко, если нет какого-то негласного указания. Такое ощущение, что применяли административные ресурсы. Когда что-то такое происходит, это значит, что кто-то играет в какую-то политическую игру", – предположил Евгений Жовтис.

Ему не совсем понятно, что такое пропаганда ЛГБТИК+. Некоторые думают, что из-за неё могут появиться лица нетрадиционной сексуальной ориентации.

"Но как показывают многочисленные исследования, сексуальную ориентацию невозможно пропагандировать или менять, так как она является биологическим признаком человека наподобие разреза глаз или цвета волос. Дети рождаются гомосексуалами, их процент не превышает 3-4%. Человек не может произвольно менять сексуальную ориентацию, и его невозможно сагитировать ни за, ни против. Поэтому всё так грустно. Это классическая ксенофобия, попытка кого-то назначить врагами, стигматизировать людей и следовать российским нарративам", – добавил он.

Он напомнил, что Союз родителей в социальных сетях агитировал против ювенальной юстиции, хотя на самом деле она не связана ни с воспитанием в семье, ни с забиранием детей из семьи. На самом деле это правосудие для несовершеннолетних, которое учитывает, что дети, совершившие правонарушение, не взрослые и у них другая психология.

–––

Читайте также:

–––

"В начале "нулевых" такие же заблуждения и мифы, как сейчас о пропаганде ЛГБТИК+, были у нас по поводу ювенальной юстиции. Развеять их было очень сложно. К счастью, политическая воля была проявлена, и появились ювенальные суды, адвокаты, психологи, и в стране, где было 6 учреждений для несовершеннолетних, где содержали более 1000 человек, осталось всего одно, и там сейчас меньше 40 человек. Стали применять лишение свободы несовершеннолетних в исключительных случаях, и никакого роста подростковой преступности не произошло. С запретом пропаганды ЛГБТИК+ такая же ситуация. На целом ряде мифов, гомофобных и конспирологических теорий целую группу людей хотят сделать несчастными, дискриминировать, преследовать, стигматизировать и создавать им проблемы для жизни", – заключил Евгений Жовтис.

"Петиция против пропаганды ЛГБТ угрожает свободе слова"

Юристку, консультантку по международному праву в области прав человека Татьяну Чернобиль тоже удивляет размещение этой петиции на официальной платформе. Она напомнила, что для этого петиция должна соответствовать определённым требованиям, предъявляемым Административным процедурно-процессуальным кодексом. Одно из таких требований: "Предметом петиции не могут быть вопросы, которые могут повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина".

Татьяна ЧернобильФото с сайта bureau.kz
Татьяна Чернобиль

"Решение о размещении петиции на соответствующем интернет-ресурсе для дальнейшего набора голосов до достижения необходимого для её рассмотрения порогового значения принимает министерство культуры и информации. Именно это министерство, таким образом, допустило эту петицию к размещению, а значит, и к дальнейшему её рассмотрению правительством. Но невозможно не увидеть здесь рисков нарушения прав человека в случае её благоприятного рассмотрения. Как этого не могло не увидеть министерство культуры и информации – для меня очень странно", – сказала она.

Вместо того чтобы обязать родителей ограждать детей от вредящей их развитию информации, авторы настаивают на запрете самой информации, то есть цензуре, подчеркнула юристка.

"Вместо навыков критического мышления казахстанцам пытаются навязать госцензуру, молчание и страх. Поэтому, я считаю, эта петиция угрожает свободе слова и под предлогом защиты интересов детей и традиционных ценностей сама пропагандирует ксенофобию, то есть вражду и ненависть к другим", – резюмировала Татьяна Чернобиль.

"Петиция создана по лекалам российской пропаганды"

Правозащитник, соучредитель общественного фонда "Еркіндік қанаты" Роман Реймер напомнил, что раньше тема ЛГБТИК+ пропаганды никого особо не волновала, активно она стала муссироваться в обществе последние год-полтора.

Роман РеймерФото со страницы Романа Реймера в Facebook
Роман Реймер

"Были попытки внесения изменений в Уголовный кодекс, дополнений в закон о масс-медиа, теперь появилась петиция, которая нацелена на то, чтобы привлечь к этой теме дополнительное внимание, и указать на то, что есть какое-то большинство – условно, традиционное, и меньшинство – условно, ЛГБТИК+. При этом, если посмотреть на текст самой петиции, он составлен совершенно безграмотно. По существу это набор каких-то тезисов, которые зачастую используются российскими пропагандистами. Там нет никакой статистики, конкретики, только набор тезисов, но в них ясно читается: "мы, большинство, защитим детей, это нам чуждо...". Кто это большинство, о чьих детях речь, непонятно. Такая петиция могла найти отклик только у тех, кто не очень в теме и должен напугаться, что его ребёночка заберут страшные геи и что-то с ним сделают, что, естественно, не так", – сказал он. 

––

Читайте также:

––

Ему интересно, каким образом рассмотрят петицию.

"По существу она дискриминирующая: призывает запретить некую пропаганду, при этом что такое ЛГБТИК+ пропаганда никто не знает, то есть пытаются запретить то, чего нет. Я буду сильно удивлён, если эта петиция на полном серьёзе будет рассмотрена. Если посмотреть Административно-процедурный процессуальный кодекс, там указано, что петиция должна отвечать некоторым критериям. В частности, она не может нарушать права человека. Но эта петиция в том виде, в каком есть, призывает к дискриминации и цензуре. Даже по этим признакам она должна быть "забанена" со стороны рассматривающих органов", – отметил Роман Реймер.

Он пытается найти того, кому на самом деле это надо:

"Думаю, на этой тематике государство обкатывает метод информационной борьбы, с одной стороны, с другой, формирует образ врага, ЛГБТИК+ в этом плане очень удобен. Дальше можно будет искать другого врага. Те, кто петицию подписал, геев в глаза, может, не видел, но у них был сформированный образ, почва, созданная родным начальством по лекалам российской пропаганды. Кто следующий?"

У казахстанцев есть право на свободу слова и мнения, но при этом нужно помнить, что запрещено распространять ненависть, оскорблять и унижать честь и достоинство других людей. 

Айгуль Куандык

–––

Читайте также:

–––