Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Новости

«КазМунайГаз» и «Лукойл» купили месторождение. Расплатились казахстанцы

15.02.2023
Фото: республиканский центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб Фото: республиканский центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб
Россияне компенсируют часть после получения своей доли.

Компания «КазМунайГаз» выплатила подписной бонус в 32 млн долларов государству по проекту освоения участка недр Каламкас-море, Хазар, Ауэзов в казахстанском секторе Каспийского моря, заявил вице-министр энергетики Асхат Хасенов.

«Подписной бонус уже оплачен. Это очень большая сумма, мы считаем это как достижение в освоении сложных месторождений. 50% планируют передать «Лукойлу». То есть для нас оплата осуществлена со стороны КМГ, которая будет выставлять эти деньги при передаче партнёру доли в 50%. Соответственно, в совместных предприятиях каждый в рамках своих долей, покрывает подписной бонус – 50 на 50», – сказал вице-министр корреспонденту BES.media.

Переводя с чиновничьего, «Лукойл» компенсирует КМГ 16 млн долларов, после получения 50% доли участия в месторождении.

Хасенов заявил, что не знает, были ли претенденты на долю участия в Каламкасе, кроме «Лукойла».

«КМГ имеет приоритетное право по прямым переговорам, как национальная компания», – отметил вице-министр.

КМГ платит деньгами казахстанцев

Программный директор ОО «Эхо» и член международного правления ИПДО Мария Лобачева считает, что КМГ фактически платит народными деньгами.

«Получается следующая ситуация. Государство заключает контракт с госкомпанией, которая выплачивает 32 млн долларов в качестве подписного бонуса. А уже после выплаты бонуса КМГ передает 50% доли в месторождении Лукойлу. По сути – эти 32 млн платятся из потенциального госкармана, ведь КМГ на 97% принадлежит фонду Самрук-Казына и Нацбанку, а фактический недропользователь приходит позже», – отметила Лобачева.

Она обращает внимание на недостаточную прозрачность сделки и деятельности российской компании.

«Если контракт, по словам вице-министра, государства с КМГ – типовой, и ясны все обязательства КМГ, то о чем договорился КМГ с Лукойлом, мы не знаем. Какие такие блага обещаны именно Лукойлом, какую ответственность будет нести Лукойл? Мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда мы требуем от правительства данных, а они отказываются предоставлять, потому что это отношения между частными организациями. Сколько Казахстан будет получать от Лукойла? Лукойл участвует в Казахстане в нескольких проектах, но отчитывается только по Карачаганаку. Не станет ли и этот проект таким же непрозрачным? По моему мнению, Казмунайгаз обязан рассказать, почему они выбрали именно этого партнера, по каким критериям, какие условия предлагали другие компании, и на каких условиях Лукойл вошел в долю. И эти вопросы стоят особенно остро, потому что этот стратегический партнер представляет страну, которая начала и ведет агрессивную войну, находится под санкциями. Насколько это партнерство обусловлено как с экономической точки зрения, так и с моральной?», – сказала Лобачева.

Что произошло

9 февраля КМГ и «Лукойл» заключили ряд соглашений. В документах указываются права и обязанности недропользователя в рамках совместной деятельности по разработке участка недр, в том числе – договор купли-продажи 50%-ной доли участия в уставном капитале оператора проекта ТОО Kalamkas-Khazar Operating и соглашение об условиях финансирования участниками деятельности оператора,

Теперь КМГ вместе с российской компанией стали стратегическими партнёрами в добычи ресурсов на шельфе Каспийского моря.

6 февраля КМГ получил право на добычу ресурсов на  участке недр Каламкас-море, Хазар, Ауэзов. Тогда КМГ заключил с министерством энергетики Казахстана новый контракт, который назвали «улучшенный модельный контракт». Согласно пресс-релизу, этот улучшенный контракт создан для «повышения конкурентоспособности и создания условий для привлечения дополнительных инвестиций в разработку сложных проектов на суше и на море».

Месторождения Каламкас-море и Хазар являются единственными в казахстанском секторе Каспийского моря с подтвержденными запасами, поставленными на баланс. Ожидаемая добыча – 3-4 млн тонн нефти в год.

Подпишись на Telegram-канал BES.media>> https://t.me/bessimptomno 
Если у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий пишите, присылайте фото, аудио и видео, документы, в наш анонимный бот @bessimptomno_bot