Кто обуздал инфляцию: Правительство или Нацбанк?
В Казахстане замедлилась инфляция. В Нацбанке считают, что это результат принятых мер макрорегулятора, а глава кабмина – заслуга правительства. На чьей стороне правда?
Что произошло
10 октября на заседании правительства зампредседателя Нацбанка Берик Шолпанкулов объяснил, почему годовая инфляция в сентябре замедлилась до 11,8%. По его словам, это происходит в условиях жесткой монетарной политики США, постепенного исчерпания высокой базы 2022 года, снижения глобального инфляционного давления и издержек производства.
Премьер-министр Казахстана не согласился с его выводами, назвав заключение Шолпанкулова «неправдивым». Инфляция замедлилась благодаря комплексной работе правительства, поспорил он.
«Сложно согласиться с премьер-министром»
Есть ряд факторов, неподконтрольных правительству, поэтому согласиться с Алиханом Смаиловым сложно, считает экономист Марат Каирленов.
«На мой взгляд, сложно согласиться с господином Смаиловым по целому ряду причин. Первое – мы знаем, что экономика циклична, соответственно, процентные ставки и инфляция тоже цикличны. Есть циклы повышения и понижения. Соответственно, все время инфляция вертикально расти не может», – объясняет Каирленов.
Второй аспект – курс российского рубля, который девальвировался к доллару с 50 в прошлом году до 100 на сегодняшний день. Эти колебания влияют и на цены в Казахстане: дешевый российский импорт останавливает инфляцию, дорогой – наоборот, разгоняет рост цен.
«Произошла очень большая девальвация российского рубля к доллару и соответственно, во многом и к тенге. В прошлом году рубль составлял 8-9, сейчас – 4,5 тенге. В принципе это фактор, который влияет на цены, поскольку у нас очень много потребительских товаров, которые мы получаем через РФ», – говорит экономист.
Тем не менее, какая-то заслуга правительства в этом есть, отмечает эксперт, подчеркивая, что заслуга в кавычках. К примеру, социальный налог – индикатор ситуации с доходами населения. Сборы по нему составили примерно 50% от плана. Раз соцотчисления не растут, значит, и доходов не так много.
«Сборы по соцналогу меньше 50%, хотя в прошлом году минимальную зарплату повысили до 70 тысяч тенге. Получается, с доходами населения у нас не все так однозначно. Когда доходы населения падают, это в той или иной степени сокращает потребление, что влияет на цены. Ну разве только в этом плане (есть заслуга правительства – прим. ред.)», – соглашается Каирленов.
«У победы тысяча отцов, а поражение – всегда сирота»
Спор премьера с зампредом Нацбанка напоминает главе отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольге Беленькой афоризм: «У победы тысяча отцов, а поражение – всегда сирота».
«Хоть о победе над инфляцией говорить еще рано (в сентябре она замедлилась до 11,8% (г/г) при среднесрочной цели центробанка 5%), это все же прогресс по сравнению с более чем 20% на начало года. В августе премьер-министр поставил задачу к концу года снизить уровень инфляции в два раза в сравнении с прошлым годом. Пока траектория инфляции дает надежду на достижение этой цели», – считает она.
Если говорить о высокой базе прошлого года, то с марта 2022-го по февраль 2023-го месячная инфляция не опускалась ниже 1%, затем замедлилась и сейчас существенно ниже (сентябрь 0,6% (м/м)). По мере выхода из расчета базы месяцев с наиболее высокой инфляцией годовая инфляция снижается (арифметический эффект), рассказывает Беленькая. Тем не менее, заслуга Нацбанка есть, подчеркивает эксперт.
«Если говорить о глобальной инфляции в мире, то сейчас она существенно ниже, чем на пике прошлого года. Заслугой НБ является жесткость денежно-кредитной политики – длительное время он удерживал базовую ставку на уровне 16,75% и лишь с июля начал ее осторожно снижать на фоне замедления инфляции. В октябре ставка была снижена до 16%, без высоких ставок труднее было бы снизить инфляцию», – считает она.
Что касается успешности мер правительства по снижению инфляции, вероятно, их влияние могло проявиться, прежде всего, в сдерживании роста цен на продовольственные товары, которые вносят основной вклад в структуру инфляции в Казахстане, резюмирует спикер.
«Приписывать себе успехи – нормальное для политиков явление»
Приписывать себе успехи и снимать ответственность за неудачи – это вполне нормальное для политиков явление, рассказывает генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев. Как было в СССР – «наказание невиновных и награждение непричастных», говорит он.
Эксперт перечислил причины замедления роста цен, среди которых есть и факторы, приведенные Нацбанком. Действительно есть фактор высокой базы прошлого года, как наибольшее ускорение роста цен пришлось на 3 и 4 кварталы, соглашается Кастаев.
«С другой стороны, наблюдается общее замедление мировой инфляции, из-за политики высоких ставок мировых центробанков, в первую очередь ФРС США и еврозоны. Также во втором полугодии замедлению инфляции сильно помогает ослабление российского рубля и удешевление российского импорта, который, несмотря на сокращение удельного веса в общем импорте Казахстана с 42% до 29%, все еще остается самым крупным. То есть инфляция замедляется и замедлялась бы и без действий правительства», – считает эксперт.
По мнению Кастаева, высокая базовая ставка также имеет влияние.
«Высокая базовая ставка Нацбанка тоже влияет на замедление инфляции, но влияет в меньшей степени. То есть если мировая инфляция росла бы и внешний фон был неблагоприятным, то инфляция росла бы и при высокой базовой ставке, и напротив – если внешний фон благоприятный и мировая инфляция падает, то инфляция замедлялась бы и при неизменной базовой ставке», – рассказывает генеральный директор DAMU Capital Management.
Как отмечает Кастаев, действия правительства, наоборот, ускоряют инфляцию.
«Поэтому, я бы сказал, что инфляция снижается не благодаря, а вопреки действиям правительства. Ведь действия правительства РК сейчас только разогревают инфляцию – это и высокие расходы государственного бюджета, в результате которых экономика накачивается деньгами, это и льготное кредитование недвижимости, автомобильной отрасли, квазигоссектора, бизнеса; это и повышение тарифов на топливо и услуги ЖКХ; и непрекращающиеся трансферты из Нацфонда», – подчеркивает эксперт.
В этой связи, как объясняет генеральный директор DAMU Capital Management, он с оценкой премьера не согласен.
Что имеет в виду Смаилов под антиинфляционной политикой?
По словам Мурата Кастаева, антиинфляционной политикой действия правительства можно было бы назвать, если бы правительство:
- Сокращало расходы государственного бюджета и минимизировало дефицит бюджета, приводя его с каждым годом в состояние равновесия, достижение ненефтяного баланса бюджета, когда доходы от нефти уходят в Нацфонд и остаются там, а госбюджет формируется без учета доходов от нефти и не зависит от них;
- Сократило присутствие государства в экономике, распустило или продало ненужные гос- и квазигоскомпании, сократило расходы на содержание госхолдингов вроде «Самрука» и «Байтерека»;
- Свернуло все массовые льготные программы кредитования, оставив лишь точечное адресное кредитования для социально уязвимых слоев населения;
- Разрушило искусственные монополии, ненужных посредников в ценовых цепочках; либерализировало торговлю и тарифы, стимулировало конкуренцию в экономике.
«Есть еще много мер, но даже частичное воплощение вышеуказанных уже значительно снизило бы инфляционное давление в экономике», – резюмирует генеральный директор DAMU Capital Management.
В пресс-службе правительства BES.media не стали объяснять, что именно имел ввиду Смаилов.
«Я думаю, тут все предельно понятно. Мне добавить нечего», – сообщают в пресс-службе премьер-министра.
Как бы там ни было, важнее результат, и с этим сложно не согласиться.
---
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как в Нацбанке прокомментировали слова премьер-министра о причинах замедления инфляции
Премьер-министр обиделся на Нацбанк из-за инфляции
---
ПОДПИШИТЕСЬ НА СТРАНИЦЫ BES.MEDIA:
| TELEGRAM | WHATSAPP | YOUTUBE |