Курс доллара, единый часовой пояс и паводки: когда подготовка оказалась провалом
Эксперты уверены, что власти должны провести работу над ошибками.
Какие испытания принёс високосный 2024 год казахстанцам и как с этими вызовами справилось правительство? Среди ключевых триггеров, которые долго были на слуху и активно обсуждались в обществе: переход на единый часовой пояс, резкие колебания курса тенге/доллар и разрушительные паводки, которые затронули больше половины Казахстана (12 регионов из 20).
Переход на единый часовой пояс
С 1 марта 2024 года в Казахстане установили единый часовой пояс UTC+5 (раньше их было два). Решение, по данным властей, приняли по закону, а инициативу стали продвигать "в связи с неоднократными обращениями казахстанцев". Их количество, кстати, глава минторговли Арман Шаккалиев назвать журналистам не смог, а информацию так и не обнародовали.
Имя одного из инициаторов известно – это мажилисмен Еркин Абиль. Именно он впервые заговорил об этом ещё в ноябре 2023 года.
Как это было:
- 22 ноября 2023 года – Еркин Абиль выдвигают идею о едином часовом поясе.
- 1 декабря 2023 года – рабочая группа предлагает перевести часы на час назад в некоторых регионах Казахстана.
- 8 декабря 2023 года – министерство торговли публикует проект постановления правительства о переходе на 5-й часовой пояс.
- 19 января 2024 года – внесены изменения в постановление правительства – с 1 марта 2024 года официально вводится единый часовой пояс (UTC+5).
Переход на единый часовой пояс вызвал бурю недовольства. Особенно возмущались жители восточных регионов, где теперь темнеет уже в 16.00. Петиция с требованием вернуть прежний часовой пояс набрала 50 тысяч подписей в считанные дни, но власти её отклонили, сказав, что негативное влияние на здоровье не доказано. Противникам изменений отказали в митингах, а суды не удовлетворили иски о возврате прежнего часового пояса.
Социолог Тимур Айсаутов уверен, что мнение народа проигнорировали, а подготовительная работа оказалась провальной: население не получило чётких объяснений целей и преимуществ перевода стрелок.
"Результата этой разъяснительной работы мы не видим. Если оценивать объективно, то на двойку была работа сделана. По сути никакой работы не сделано, потому что население в итоге, по моим наблюдениям, категорически против, не поддерживает и не понимает. Это всё результаты проваленной работы по подготовке населения к этому решению", – сказал социолог.
Прежде чем менять часовой пояс, нужно было провести масштабные социологические исследования, а результаты донести до людей. Но всё сделали, не согласовывая, не информируя и не подготавливая, отметил социолог. Он уверен, что точку в этом вопросе способен поставить только президент.
"Есть возможность у президента поддержать сторону населения. Я думаю, что правительство, Администрация президента должны провести соцопрос именно в тех регионах, которых это коснулось. Положить резюме исследования на стол президента. Там будет объективно видно, что население не поддерживает это. Если он поддержит, то это будет дополнительный плюс в имидж, репутацию президента. Здесь он должен поставить точку, потому что правительство ведь не может само себя критиковать за это решение", – заключил эксперт, отметив, что не встречал никого, кроме чиновников, кто бы поддержал смену часового пояса.
Международный эксперт по вопросам гендерного равенства с 13-летним опытом работы в Фонде ООН по народонаселению Аида Альжанова тоже считает, что решение приняли без учёта мнения граждан, что только усилило недоверие к власти. Смена пояса нарушила привычный ритм жизни, не дав очевидных плюсов. В целом у большинства людей сбиваются циркадные ритмы, что вызывает раздражительность, хроническую усталость и снижает качество жизни.
"Официальные объяснения выглядят размытыми и недостаточно аргументированными, что только усиливает недоверие к легитимности такого решения. Судя по многочисленным публикациям в соцсетях, а также видео, снятым различными СМИ и блогерами, влияние перевода времени ощущается довольно остро. Школьники и студенты жалуются на ранний закат, который вызывает усталость и снижает их успеваемость и концентрацию. Работающие люди отмечают нарушение привычного графика дня, ухудшение качества сна и постоянное чувство разбитости. Для пожилых людей адаптация к новому времени особенно сложна и может привести к ухудшению здоровья из-за обострения хронических заболеваний", – объяснила спикер.
Смена пояса без адаптации рабочих графиков и услуг усиливает негативный эффект и осложняет жизнь. Она не имеет научного обоснования, а ответы минздрава на запросы эксперта выглядят как манипуляция данными, что подрывает доверие к его ответственности за здоровье нации, пояснила Аида Альжанова.
"Поскольку решение о переводе времени не имеет научного обоснования, подтверждённого независимыми многолетними исследованиями на территории Казахстана и одобренного международным научным сообществом, считаю его преждевременным и подлежащим отмене. Кроме того, юристы указывают на процедурные нарушения, допущенные при принятии этого постановления", – добавила спикер.
Отменить перевод времени до проведения научных исследований и социологических опросов, учесть мнение всех регионов и обеспечить прозрачность решений правительства – такой выход из ситуации рекомендует спикер.
BES.media обратился и к инициатору перевода – Еркину Абилю, попросив прокомментировать ситуацию после смены часового пояса. Он отказался.
"Я не хочу комментировать вопрос часового пояса. Слишком много вокруг этого хайпа", – написал в ответ на просьбу корреспондента депутат.
Курс доллара
В конце ноября 2024 года курс доллара резко вырос с 480 до 515 тенге. Основными причинами в Нацбанке назвали победу Дональда Трампа на выборах в США, геополитическую нестабильность, глобальную инфляцию, падение рубля и негативные прогнозы по нефти.
Нацфонд активно продавал валюту из-за дефицита бюджета, а обслуживание госдолга достигло 20% бюджета. 28 ноября, чтобы сгладить волатильность и насытить рынок валютой, Нацбанк начал проводить валютные интервенции на 2 млрд долларов. 29 ноября – повысил базовую ставку до 15,25%, чтобы укрепить тенге и защитить сбережения граждан от инфляции.
Но к концу года скорректировать курс так и не удалось – на 31 декабря 2024 года он составил 523 тенге.
Политолог Валерий Володин отметил, что власти не смогли использовать ситуацию с курсом тенге для улучшения экономики, оставаясь зависимыми от сырья. Экономический блок оказался не готов к внешним шокам.
Министерство финансов использовало курсовую разницу для покрытия дефицита бюджета, но системные проблемы остались. Зависимость от Нацфонда растёт, расходы оптимизируются слабо. В несырьевом секторе есть рост, но импортозамещение и инвестиции остаются на низком уровне, рассказал Валерий Володин.
"Министерство энергетики благодаря многолетней неэффективной политике в сырьевом секторе лишь усугубило экономические проблемы. Падение добычи нефти (вот так сюрприз!) совпало с ростом курсовых рисков, что сократило доходы бюджета. И вместо активной модернизации отрасли ведомство лишь продолжает ждать, что всё решится само и полагается на устаревшую инфраструктуру", – сказал политолог, отметив, что если проблемы останутся нерешёнными, это приведёт к социальному напряжению.
Экономист Жанат Нальгиев считает, что в этих условиях правительство не выполнило план по доходам, не провело диверсификацию и структурные реформы. А Национальный банк, напротив, действовал эффективнее, стабилизируя курс и поддерживая тенговую ликвидность через операции с нацфондом и ЕНПФ. Однако без глубоких реформ усилия останутся временными, отметил он.
"Правительство со своей стороны, я считаю, сработало недостаточно эффективно, плохо. План по доходам был не выполнен. Рост экономики обеспечен теми отраслями, которые не дают ощутимого эффекта для экономики в плане именно уплаченных налогов. У нас сейчас в нефтяном секторе падение темпов, соответственно, падение роста налоговых поступлений, и из-за того, что правительство до сих пор не провело диверсификацию экономики, структурных изменений в экономике не произошло", – сказал спикер.
Если бы не действия Нацбанка (на фоне работы правительства), то курс мог быть ещё выше, уверен Жанат Нальгиев. Казахстан остаётся зависимым от России и импорта, а тенге привязан к рублю, что вызывает колебания курса. Он уверен, что правительство заинтересовано в слабом тенге для роста доходов от экспорта в долларах, но это негативно сказывается на людях из-за роста цен. Импортозамещения практически нет, и это усугубляет ситуацию.
"Политика управления курсом у Нацбанка оказалась непоследовательной, несмотря на очевидную причину появления скачков и ожидаемые пути решения северными коллегами. Резкие скачки валюты, как следствие, вызвали рост цен на импортные товары и усилили инфляционное давление. Далее, как всегда, – недостаток коммуникации с рынком породил панику среди бизнеса и населения", – пояснил экономист.
Паводки
Весной 2024 года паводки вызвали наводнения в 12 областях страны. Режим ЧС объявляли в 10 регионах: Абайской, Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, ЗКО, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, СКО и Улытауской областях. Было эвакуировано больше 55 тысяч человек. Специалисты "Казгидромета" с осени 2023 года предупреждали об обильных осадках и уже в начале зимы прогнозировали паводки, говорила генеральный директор госпредприятия Данара Алимбаева. Но власти предупреждения проигнорировали, а когда опомнились – случилось разрушительное наводнение.
Политолог Валерий Володин сравнил работу правительства во время паводков с безглавым цыплёнком Майком из США, который прожил несколько месяцев с отрубленной головой.
"Публику того времени крайне веселила обезглавленная птица, которая при этом много суетится, бегает и пытается показать свою важность и ценность. Вот и работу многих министерств можно смело сравнить с этим безголовым петушком. Паводки 2024 года показали серьёзные пробелы в подготовке и готовности министерств и региональных властей к управлению чрезвычайными ситуациями", – сказал политолог.
По его мнению, минэкологии провалило прогнозирование рисков – оно оказалось лишь формальным. Помимо этого отсутствовала стратегия управления водными ресурсами, и это обострило ситуацию.
"Несмотря на стремление МЧС к оперативности в ликвидации последствий, недостаток превентивных мер, таких как укрепление дамб и расчистка русел рек, лишь усилили масштабы бедствия. Местные подразделения МЧС не справлялись с возложенной нагрузкой из-за недостаточного финансирования и слабой оснащённости", – отметил Валерий Володин.
Министерство промышленности и строительства показало низкое качество гидротехнических сооружений и дорог, что стало одной из причин значительного ущерба, отметил спикер. Восстановление разрушенных объектов задерживается – усилились социальные проблемы.
"Акиматы пострадавших регионов работали как могли, демонстрируя слабую координацию и отсутствие оперативных решений. В ряде областей гуманитарная помощь приходила с опозданием, что вызвало дополнительную критику со стороны местных жителей.
Паводки 2024 года выявили системный кризис управления в ключевых министерствах, особенно в сфере экологии и инфраструктуры. Недостаток долгосрочного планирования привёл к увеличению ущерба, что негативно сказалось на доверии граждан", – заключил эксперт.
Но в конечном итоге внимание общества переключилось с властей на владелицу благотворительного фонда Biz Birgemiz Qazaqstan Перизат Кайрат, которую обвинили в хищении 1,7 млрд тенге, предназначенных для помощи пострадавшим. Общественный гнев сконцентрировался на личности Перизат: соцсети заполнились критикой, а обсуждения ошибок правительства отошли на второй план. Сложилось впечатление, что именно она – главный виновник всех проблем.
Почему это важно
Оценивать и критиковать работу властей – право каждого казахстанца, ведь именно народ делегирует им полномочия. Государственные органы обязаны действовать в интересах общества, обеспечивать прозрачность решений и нести ответственность за их последствия. Если действия властей вызывают сомнения или недовольство, граждане вправе требовать объяснений, предлагать изменения и участвовать в обсуждении важных вопросов. Важно помнить, что активная гражданская позиция – основа развития демократического общества и гарантия того, что голоса людей будут услышаны.
–––