Масштабная утечка метана на месторождении Каратурун в Мангистау: с "Бузучи нефть" требуют взыскать 2,2 млрд тенге за сжигание газа
Чиновники оценили ущерб за расточительство газа в 2 млрд 269 млн 347 тысяч тенге.
Что произошло
На ТОО "Бузачи нефть", нефтедобытчика в Мангистау, подала в суд госинпекция в нефтегазовом комплексе. Эта структура минэнерго требует взыскать с недропользователя 2,2 млрд тенге за ущерб, нанесённый во время пожара и выброса метана на нефтегазовом месторождении Каратурун Южный в Мангистауской области.
Почему дело рассматривается в Алматы
Дело рассматривает суд Алматы, потому что юридически ТОО "Бузачи нефть" зарегистрировано в южной столице. Истец – республиканское госучреждение "Западное межрегиональное управление госинспекции в нефтегазовом комплексе минэнерго".
Предыстория
Год назад, 9 июня 2023 года, на месторождении Каратурун Южный при бурении скважины №303 произошёл выброс газо-водяной смеси, перешедший в открытый газовый фонтан. В результате начался пожар, который не могли потушить 200 дней.
Исследователи ВВС назвали ЧП одной из самых масштабных утечек метана. Предварительно, наружу вырвалось 127 тысяч тонн газа.
Позиция истца
Представитель истца в суде отметил, что согласно Кодексу о недрах все работы по разведке нефти и газа должны проводиться безопасно и без аварий. Согласно статье 79 кодекса, компания "Бузачи нефть", причинившая ущерб, обязана возместить его.
Размер ущерба определяет госинспекция минэнерго исходя из фактических потерь, указанных прокуратурой, – 60 тысяч кубометров в сутки, что превышает нормированные потери. Этот объём потерь фигурировал при расчёте экологического ущерба, оценённого в 361 млн тенге. Компания признала нарушение и уплатила административный штраф.
–––
Читайте также:
–––
Госинспекция использовала эти данные и произвела аналогичный расчёт за расточительство топлива в результате его сожжения. Согласно правилам определения ущерба, стоимость ущерба рассчитывается по средним ценам товарных бирж (на отчётный период), в частности, по котировкам газового хаба в Нидерландах. Требование о возмещении ущерба было предъявлено 12 апреля 2024 года, но компания ещё не выполнила свои обязательства.
Истец объяснил, что экологический штраф за сам факт аварии, который компания уплатила, отличается от текущего тем, что второй предъявляется за сожжённый газ, который мог быть использован для нужд населения Мангистауской области. Департамент экологии подтвердил объём потерь и размер ущерба.
Позиция ответчика
Бахыт Тукулов, представляющий интересы ТОО "Бузачи нефть", рассказал корреспонденту BES.media, что недропользователь не отказывается от выплаты компенсации потерянного газа, но просит суд произвести справедливые расчёты.
Контракт 2001 года содержит положение о стабильности режима, согласно которому любые последующие изменения законодательства, ухудшающие положение компании, не применяются. Экологические штрафы и ущерб компания погасила без возражений.
"Даже если не применять стабильность, основное возражение сводится к тому, что стоимость газа должна считаться не по мировой цене очищенного газа, доставленного из Казахстана в Техас (США), а по цене на внутреннем рынке, потому что экспорт газа (добытого при разведке) из Казахстана запрещён. Весь газ используется для внутренних целей, и министерство устанавливает внутренние закупочные цены на газ. Даже если предположить, что этот газ можно было использовать, он мог быть использован только для внутренних целей. Как правило, компании, у которых при бурении выходит попутный газ, используют его для отопления местных посёлков и внутренних нужд, вместо того чтобы сжигать. В нашем случае, даже если использовать внутреннюю цену, мы пришли к цифре 219 млн тенге, а не 2,2 млрд. Это по внутренней цене, без учёта расходов на очистку и доставку газа", – объяснил Бахыт Тукулов.
"Мы готовы заплатить 219 млн, даже если мы не обязаны, из-за стабильности режима, то есть по внутренней цене на газ", – добавил он.
Адвокат также отметил, что в иске не указано конкретное нарушение: управление утверждает, что произошла авария, значит, виноваты, однако при предъявлении иска о возмещении ущерба необходимо доказать, какое конкретное нарушение было допущено.
Ответчик предоставил суду заключения двух проектных институтов, которые подтвердили аномалию пласта и отсутствие нарушений при составлении проекта, а также заключение оценщика, который посчитал ущерб и пришёл к цифре меньше 219 млн.
Суд продолжается.
Проверка
В феврале 2023 года департамент экологии по Мангистауской области завершил внеплановую проверку в ТОО "Бузачи нефть", которая выявила нарушение предельно допустимой концентрации метана в атмосферном воздухе в 480 раз, в почве по нефтепродуктам – на 168,13 мг/кг.
Выяснилось, что бурение скважины должно было начаться в 2024 году, согласно выданному разрешению, но началось раньше – в мае 2023-го.
"Ак жайык" сообщал, что ДЧС Атырауской области выявил причины пожара. Субподрядная организация ТОО "Заман энерго" бурила скважины без проектной документации с установкой, которая не оборудована по проектной документации. Кроме того, не обеспечили надлежащий контроль над процессом строительства скважины. Не промыли её перед подъёмом инструмента, не контролировали объём бурового раствора и концентрацию газов в нём.
Досье
ТОО "Бузачи нефть" занимается разведкой на месторождениях Каратурун Восточный и Каратурун Южный, а также добычей на месторождении Каратурун Морской в Мангистауской области. Работает на рынке 30 лет – с 1993 года. По данным kompra.kz:
- с 2015 года уплатило налоги в размере 59 млрд тенге;
- в 2023-м – 19,8 млрд тенге;
- за первое полугодие 2024-го – 12,1 млрд тенге.
Первым руководителем значится Сауле Асанова, учредителем – олигарх Мурат Сафин, который также является акционером АО "North Caspian Petroleum". В 2012-2013 годы входил в рейтинг 50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. Его брат Канатбек Сафин был депутатом сената и ответственным секретарём в министерстве энергетики.
–––
Читайте также:
–––