"Мы завоёвываем медали вопреки, а не благодаря государству". Что не так с развитием спорта в Казахстане
По итогам Олимпийских игр-2024 в Париже, несмотря на несколько блестящих и зрелищных побед, общий результат Казахстана не побил рекордов прошлых лет. Почему так вышло и что мешает прогрессу спорта в стране?
Хотя отдельные спортсмены по-прежнему достигают высоких результатов на международной арене, на Олимпийских играх в Париже Казахстан занял 43-е место в общем зачёте. Это лучше показателей последних летних игр в Токио в 2020 году, когда спортсмены вернулись без единой золотой медали с 83-м местом. Тогда такой результат даже назвали провалом. Однако в сравнении 22 местом в Рио-де-Жанейро-2016, результат этого года выглядит плохо.
При этом ближайшие соседи, вкладывая в спорт меньшие деньги, поднимаются выше в рейтинге. Почему так вышло?
Сколько денег выделяют на развитие спорта
На Олимпийских играх в Париже Узбекистан, Грузия и Украина продвинулись вперёд, оставив Казахстан в конце списка. Грузия на протяжении нескольких игр показывает медленный, но уверенный рост. Украина, особенно на фоне войны, тоже показала хороший результат. А Узбекистан и вовсе установил рекорд – 13-е место в медальном зачёте – лучший результат в истории страны.
Что касается бюджетов, выделяемых на спорт, точные цифры отследить сложно. Во-первых, спорт в Казахстане даже при нынешнем уровне цифровизации страны остаётся неоцифрованным и, как следствие, непрозрачным сектором. Во-вторых, в бюджет на спорт закладывается масса направлений, начиная от строительства, заканчивая PR. В-третьих, в 2023 году министерство культуры и спорта Казахстана расформировали, создав министерство туризма и спорта, а бюджет на спорт закладывается сразу на три года, поэтому концы сложно найти.
К примеру в республиканском бюджете на 2023-2025 годы значится, что на спорт выделили 109,4 млрд тенге. Из них:
- 1,37 млрд – на поддержку развития массового и национальных видов спорта;
- 48,7 млрд – на развитие спорта высших достижений.
Еще 8,1 млрд на обучение и воспитание одарённых в спорте детей выделено в статье расходов на образование.
А в республиканском бюджете на 2024-2026 годы указано, что на спорт выделено 111,8 млрд тенге. Из них:
- 7,6 млрд – на поддержку развития массового и национальных видов спорта;
- 100,8 млрд – на развитие спорта высших достижений.
На обучение и воспитание одарённых в спорте детей выделено 9,9 млрд тенге.
В Узбекистане в 2023 году на развитие спорта выделили 2,3 трлн сумов – это около 87,2 млрд тенге в совокупности. В 2024 году на спорт выделили 2 трлн сумов (около 75,8 млрд тенге).
Сколько зарабатывают спортсмены
Узбекистан входит в число стран, щедро чествующих олимпийских медалистов. Согласно указу президента Узбекистана Шавката Мирзиёева:
- за золотую медаль спортсмены получают из бюджета 200 тысяч долларов;
- за серебряную – 100 тысяч долларов;
- за бронзовую – 50 тысяч долларов.
Тренеры спортсменов получают 50, 25 и 12,5 тысячи долларов, соответственно.
В Казахстане спортсменам, занявшим на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх:
- первые места – выплачивают 250 тысяч долларов;
- вторые – 150 тысяч долларов;
- третьи – 75 тысяч долларов.
Премиальные также платят спортсменам, занявшим 4-е, 5-е, 6-е места. Это 30, 10 и 5 тысяч долларов, соответственно. Такие же выплаты положены и их тренерам. Помимо этого закон предусматривает получение квартиры в соответствии с завоёванными медалями, а также выплаты пожизненного материального обеспечения призёров Олимпийских игр, чемпионов по олимпийским видам спорта и их наставников.
Что делают для развития спорта в Узбекистане
Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева огорчили результаты спортсменов на играх в Токио-2020. Тогда страна завоевала пять медалей – три золота и две бронзы. Он поручил улучшить результаты и заявил о выделении более 2 трлн сумов на развитие спорта. Акцент на единоборствах на Олимпиаде в Токио президент Мирзиёев назвал "провальной идеей". Минспорта получило распоряжение создать условия для подготовки спортсменов в 15 олимпийских и паралимпийских центрах и на 14 спортивных базах страны.
По сведениям из открытых источников, Шавкат Мирзиёев особое внимание уделяет как профессиональному, так и любительскому спорту: почти каждый месяц выходят новые постановления и указы президента, направленные на поддержку спортсменов, проходят встречи главы государства с атлетами.
Весной 2024 года Шавкат Мирзиёев ознакомился с перспективами развития тяжёлой атлетики и футбольной инфраструктуры в Узбекистане. Основываясь на опыте Ассоциации школьного футбола Англии, он поручил внедрить систему выборов футбольного лидера школы среди учащихся 8-11 классов, а также организовать двухуровневую "Лигу махаллей" среди подростков 12-15 лет и трёхэтапный Кубок Службы государственной безопасности среди возрастной категории от 16 до 30 лет. Президент Узбекистана рассчитывает не только развивать футбольную инфраструктуру, но и выявлять и поддержать талантливую молодёжь, чтобы сформировать качественный резерв для национальных сборных.
Массовому спорту в Узбекистане в целом отводится особое место, и существует концепция развития физкультуры и массового спорта, которая, в том числе, содержит и механизм выявления талантливых спортсменов, которые при правильном развитии могут показать свой потенциал в спорте высших достижений.
Большие достижения начинаются с малого
Если подобно пирамиде Маслоу (иерархия человеческих потребностей) разобрать составляющие спортивных достижений, то основа закладывается с детства. В идеале на пути к большим профессиональным успехам:
- Государство должно развивать масовый спорт. Правильно мотивированный ребёнок с детства занимается, посещает секцию.
- Затем идёт в детско-юношескую спортивную школу.
- При хороших результатах – попадает в школу олимпийского резерва.
- Затем приходит в профессиональный спорт и достигает каких-либо высот.
По словам члена рабочих групп по государственному спортивному и творческому заказам при минспорта и минкультуры, сертифицированного тренера UEFA Куата Ергалиева, в Казахстане всё сломалось ещё на этапе становления массового спорта.
"Порядок там, где всё оцифровано, когда есть сайт, сертифицированные поставщики, учёт. В любую спортшколу придёшь и попросишь спортзал, скажут, что время занято, потому что по вечерам, когда школа уже не работает, спортзалы могут сдаваться физлицам или компаниям. Госучреждения используют в своих целях люди, которые там же работают. Те же тренеры или руководство получают от этого прибыль. И это только школы, а есть же и дворцы спорта, и спорткомплексы. Просто так ты туда не зайдёшь. Там огромные потоки денег проходят. Поэтому всё должно быть оцифровано и систематизировано. Мы уже долго об этом говорим, но никому ничего не надо. Только время от времени судят чиновников спорта, и на этом всё", – рассказал он.
Плохая организация масового спорта, по его мнению, неизбежно приведёт к тому, что количество спортивных достижений в стране снизится. Возможно, таланты всё ещё будут, но выявлять их будет некому и негде. Ведь если доступ детей и молодёжи к спортивным секциям снизится, то в конечном итоге сократится и количество перспективных спортсменов, способных представлять страну на мировом уровне.
"В регионах и сёлах не развит массовый спорт, нет инфраструктуры, тем не менее практика показывает, что медали на соревнованиях берут именно выходцы из сёл или региональных городов. При этом ДЮСШ пока толком никого не воспитали. Были единицы, но это, скорее, исключение, чем правило. Самородки появляются и каким-то чудом – волей, характером, патриотизмом – берут победу. Ольга Шишигина, которая первая из СНГ в Сиднее на 100-метровке обогнала, казалось, непобедимых бегуний из Эфиопии и Кении. Елдос Сметов в этом году в Париже – тоже волевой спортсмен. Мы завоёвываем медали вопреки, а не благодаря государству, при том что выделяются хорошие деньги на развитие массового спорта", – объяснил Куат Ергалиев.
По его мнению, начинать нужно с малого – сделать спорт в Казахстане прозрачным.
Бой с тенью
Куат Ергалиев рассказал, что пока в Казахстане большое количество спортивных учреждений продолжает работать "в тени", критерии подбора персонала тоже вызывают вопросы.
"Нет открытого учёта в ДЮСШ, в центрах олимпийского резерва. Непонятно, ходит ли туда заявленное количество детей на самом деле или бюджет разворовывается. Нет критериев оценки работы тренеров, мы не требуем от них большого результата. Ну, ходят дети, занимаются, потом выскочит талант, добьётся на личных качествах результата, а тренер получит звание заслуженного: мол, чемпиона вырастил. Есть практика: чтобы задержаться на должности старшего тренера, могут доплачивать кому-то в министерстве. Надо всё менять: воспитывать спортсменов, заниматься ими с детства, чтобы это не было случайностью. Ставить нормативы и критерии для тренеров, чтобы была мотивация воспитывать чемпионов", – объяснил он.
По его словам, министерству спорта неоднократно предлагали ввести полную цифровизацию, учёт секций и объединить их, поскольку сейчас часть секций относится к дошкольному образованию, часть – к подушевому финансированию министерства спорта. Инициативная группа даже запрашивала у министерства список доступных спортивных объектов, чтобы понять, какие надо отремонтировать, где требуется модернизация, новый инвентарь. Только добиться такого списка от государства они не могут до сих пор.
Тем временем плохая инфраструктура в массовом спорте, нехватка спортивных и тренажёрных залов, стадионов и бассейнов ограничивают возможности для качественной подготовки спортсменов и проведения соревнований, необходимых для их развития. И с учётом того, что спортсмен высоких достижений в будущем должен воспитываться в хороших условиях уже сегодня, это дело не терпит отлагательств.
Подушевое финансирование
С 1 мая 2021 года в Казахстане ввели подушевое финансирование детских спортивных секций, запустив платформу ArtSport.
Идея программы заключалась в том, что поставщики, участвующие программе, предлагали свои услуги, а родители напрямую без посредников могли выбрать понравившуюся секцию и заключить договор на оказание услуг. Таким образом тысячи казахстанских детей должны были получить возможность бесплатно посещать спортивные секции и творческие кружки. Программа должна была обеспечить прозрачность финансирования, но в ней нашли проблемы – перерасход бюджетных средств, сопряжённый с мошенничеством.
К примеру, прокуратура Алматы сообщала, что в южной столице по Artsport выявляли многомиллионные хищения, поскольку функционал программы не позволял контрольно-надзорным органам своевременно и чётко следить за расходом бюджетных средств. При проверке прокуратура выявила более 3000 детей, которые находились в отъезде с родителями, и в то же время были учтены в табелях как посещающие секцию.
Тогда взамен ArtSport в некоторых городах предложили внедрить альтернативу – Damubala. Принцип сохранился: государство выделяло деньги за каждого ребёнка, посещавшего секцию. Но и тут без сюрпризов не обошлось. Ваучеры на запись ребёнка в спортивный или творческий кружок разлетались за считанные минуты. Часть родителей не успевали получить ваучер в ту секцию, в которой уже занимался их ребёнок, и приходилось записываться в другую. Если, конечно, вообще могли хоть куда-то записаться.
Затем вскрылись и другие проблемы. Член общественного совета Алматы Полина Шиманская опубликовала на своей странице в Facebook пост о нарушениях, которые выявили во время мониторинга поставщиков, оказывающих услуги в рамках Damubala.
"Из десятков школ, которые мы посетили, почти нигде не встретили детей по программе Damubala. Нам говорили, что либо пришли не по расписанию, либо каникулы, отпуски и т.д.. Конкретно в ТОО "Piramid" по платформе обучают плаванию 600 детей, а это 15 млн ежемесячно. Все они, согласно расписанию, плавают в течение дня на двух с половиной дорожках в тесном бассейне 20 на 6 метров", – написала Полина Шиманская.
Некоторые залы не соответствуют санитарным критериям и правилам безопасности. По словам Полины Шиманской, в школе шахмат "Аружан" 100 детей занимаются в подвале с искусственным светом, без вентиляции и аварийного выхода. А в ТОО "Лайн Алау" в таком же подвале без окон, на 200 кв. м, со слабой вентиляцией, обучают детей в 9 секциях, начиная от спортивной гимнастики, заканчивая вокалом.
У мониторинговой группы также возникли вопросы к тем, кто допускал недобросовестных партнёров к участию в программе, поскольку некоторые предприниматели явно открывали свой бизнес под госфинансирование. Например, ИП "Касенова" не смогла назвать адрес своей секции. По документам она обучает 70 детей настольному теннису, но по фактическому адресу их тренировок уже полтора года работает зал бокса. Позже директор оправдалась тем, что предприятие обучает теперь уже большому теннису, и арендует открытые корты неподалёку, а зимой детей разбирают по группам.
Что теперь
Руководитель мониторинговой группы, член общественного совета Алина Мурзаева рассказала, что по результатам анализа в начале сентября планируют провести круглый стол совместно с представителями власти и обсудить решение этих вопросов. В настоящий момент группа готовит рекомендации, которые направит в уполномоченные органы.
"Ответственность повесили на районные акиматы, у которых нет возможности проверять поставщиков. Поставщик регистрируется, родители приводят к нему своих детей – и всё. В конце месяца сдаёт табель, акт выполненных работ и получает выплату. Причём ваучер могут получить в Алматы, а занимается ребёнок, прописанный в области. Такие случаи тоже были. А что касается поставщиков, у районных акиматов нет такой функции выходить и проверять этот объект. Если у районных акиматов будет функция контроля, то проблемы с качеством услуг поставщиков будут решены", – объяснила она.
Несмотря на наличие проблем в программах подушевого финансирования, это чуть ли не единственная сфера в массовом спорте, которая оцифрована. И то, по мнению Алины Мурзаевой, не в полной мере. Она считает правильной полную цифровизацию сферы спорта, чтобы обеспечить качество и прозрачность получения услуг и расходования бюджета.
"Я как член общественного совета являюсь председателем комитета по спорту. С прошлого года мы направляем рекомендации в управления спорта и цифровизации. У нас была встреча по поводу объединения всех систем в одну, потому что спорт не оцифрован вообще. Эти порталы нельзя назвать цифровизаций в полной мере. Мы не видим паспорта объекта, не видим, что это за организация, куда пойдёт ребёнок. Нет перечней педагогов, нет информации об их квалификации. Когда есть такие карточки, я как родитель могу сделать осознанный выбор, а не охотиться на место, пытаясь поймать его ночью, чтобы хоть куда-то попасть. Это и есть цифровизация", – сказала Алина Мурзаева.
Упущением член общественного совета назвала и отсутствие функций формирования количества секций, потому что не исследуется потребность района.
"Очень много одинаковых секций встречается в одной локации. Где-то много спортивных и нет творческих, где-то – наоборот. Должно быть право и возможность выбора. От нас поступило предложение об объединении и развитии массового спорта, потому что в управлении образования есть дополнительное образование, а это те же самые кружки и секции. Мы предлагали их объединить в один информационный портал, где родители уже могут выбрать, чтобы деньги следовали за ребёнком", – заключила она.
Почему это важно
Развитие массового спорта – это дорого, сложно, и результатов на играх через год или три можно не ждать. Но если сегодня молодые спортсмены не получают должной подготовки и не заменяют уходящих лидеров, уровень подготовки сборной Казахстана будет неизбежно снижаться.
Создание единой системы для учёта спортсменов, тренеров, спортивных секций, соревнований позволило бы централизованно вести учёт, анализировать данные и принимать обоснованные решения на основе актуальной информации.
Улучшился бы и инвестиционный климат в этой сфере, ведь снизился бы уровень коррупции, раз процессы станут более прозрачными и доступными для проверки. Но кто знает, может именно это и есть тот краеугольный камень, из-за которого спортивные функционеры в Казахстане так отчаянно сопротивляются цифровизации.
___