Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Поговорим с

Увеличение базовой ставки было бы разумным шагом – советник главы Teniz Capital Investment Banking Данияр Копбаев

29.11.2024
Советник председателя правления инвестиционного банка АО «Teniz Capital Investment Banking» Данияр Копбаев Фото с личного архива
Советник председателя правления инвестиционного банка АО «Teniz Capital Investment Banking» Данияр Копбаев

Ситуация с валютным курсом и инфляционными рисками вызывает беспокойство у аналитиков финрынка.

Что произошло

В среду, 27 ноября, российский рубль обесценился более чем на 7%. К концу дня курс евро составил 119 рублей, доллара – 113 рублей. На следующий день обменный курс тенге преодолел отметку в 500 тенге за доллар.

Корреспондент BES.media поговорил с советником председателя правления инвестиционного банка АО "Teniz Capital Investment Banking" Данияром Копбаевым, CFA, повысит ли Национальный банк РК базовую ставку из-за ослабления тенге.

"Социальные и военные выплаты оказывают негативное влияние на экономику России"

– Данияр, что сегодня оказывает давление на инфляцию в России? Есть ли результат от мер, которые предпринимает Центробанк РФ, с июля 2024 года повышая ключевую ставку?

– Несмотря на крайне жёсткую монетарную политику Центрального банка РФ, а ключевая ставка составляет рекордные 21%, ситуация остаётся сложной.

На фоне значительного увеличения социальных и военных расходов в России, которые составили около 8% всех бюджетных расходов за первое полугодие 2024 года, мы наблюдаем усиление покупательской способности в регионах. Это, в свою очередь, провоцирует рост инфляции.

Высокие ставки ограничивают потребительские кредиты, но они не способны повлиять на государственные выплаты, связанные с военными действиями, что частично нивелирует антиинфляционные меры. То есть это можно назвать негативным влиянием, которое оказывают социальные и военные выплаты на экономику России.

– Неужели размер этих государственных выплат настолько значительный, что имеет такие экономические последствия?

– По отдельным оценкам, семья мужчины, участвующего в боевых действиях и погибшего, может получить до 14,5 млн рублей (около 150 000 долларов) в виде зарплат, компенсаций за смерть и других бонусов.

Эта сумма значительно превышает заработок, который такой человек мог бы получить за всю свою карьеру в некоторых регионах России.

Например, в Туве, одном из беднейших регионов РФ, объём банковских депозитов увеличился на 151% с начала 2022 года. В Алтайском крае доходы ресторанного бизнеса выросли на 56% за год, что существенно выше среднероссийского уровня в 9%. Очевидно, что эти выплаты, стимулируя потребление, оказывают прямое давление на рост цен.

"Импорт инфляции из России в Казахстан становится неизбежным"

– Насколько эта ситуация в экономике нашего ближайшего соседа влияет на нас?

– Казахстан сильно зависит от импорта из России, который составляет 29,6% от общего объёма. Сегодня Россия – наш основной партнёр и даже обгоняет Китай (25,3% от общего объёма) и другие страны. В то же время 11% казахстанского экспорта направляется в Россию. В условиях действующего Таможенного союза и общего экономического пространства между нашими странами импорт инфляции из России становится практически неизбежным. Это вызвано ростом цен на товары и услуги в России, который переносится на казахстанский рынок.

"Краткосрочное ужесточение политики Нацбанком выглядит рациональным шагом"

– Какое решение по базовой ставке, по вашему мнению, должен принять Национальный банк РК в этих обстоятельствах? Тем временем предприниматели уже давно говорят о необходимости снижения стоимости кредитных ресурсов, ведь бизнесу очень дорого привлекать заёмные средства у коммерческих банков по текущим ставкам.

– На мой взгляд, действия Национального банка по сохранению высокой базовой ставки выглядят оправданными. Как подчёркивают рейтинговые агентства, ужесточение денежно-кредитной политики помогает сдерживать инфляционные ожидания. В то же время снижение базовой ставки, вероятно, не окажет значительного влияния на стимулирование корпоративного кредитования, поскольку большая часть экономики финансируется через госпрограммы с фиксированными условиями. Краткосрочное ужесточение политики выглядит рациональным шагом, способным обеспечить макроэкономическую стабильность.

То, что происходит с курсом национальной валюты в последние месяцы, отражает растущие инфляционные риски. В этом контексте, как я полагаю, российские банки, попавшие под санкции, такие как "Газпромбанк", могут закрывать свои тенговые позиции, что дополнительно усиливает давление на курс. Учитывая эти обстоятельства, увеличение базовой ставки было бы разумным шагом, чтобы укрепить доверие к национальной валюте и защитить тенговые сбережения казахстанцев от инфляции.

Таким образом сложившаяся экономическая ситуация требует комплексного подхода, сочетающего монетарные меры и усиленное внимание к внешним факторам.

–––