«Не нужно всё сваливать на людей». Что нужно сделать, чтобы не случился второй «Аккент»
1 августа в многоэтажном доме в алматинском микрорайоне «Аккент» произошел пожар. По предварительным данным, загорелись электрокабели в лифтовой шахте. Огонь распространился с 1-го по 16-й этажи. Площадь пожара – 80 квадратных метров, однако дом охватил едкий дым.
Не дождавшись помощи, жители верхних этажей сбрасывали из окон и балконов своих детей и прыгали вслед сами. Внизу другие соседи «ловили» их на матрасы и ковры. Эти жуткие кадры облетели интернет и всполошили не только город, но и страну.
В попытке спастись от пожара таким образом погибла 31-летняя алматинка. Как позже напишут врачи, девушка скончалась «от множественных травм, несовместимых с жизнью». Прыгнула с высоты и её сестра 35 лет, она сейчас находится в реанимации. Их родителей спасли пожарные, буквально через «20 секунд», как позже сказали в ДЧС. Всего при пожаре пострадали 49 человек, из них двое взрослых и трое детей всё ещё находятся в больнице.
Сам пожар тушили около полутора часов. В ДЧС сообщили, что пожарные спасли 80 человек: 35 – с помощью спасательного колпака, остальных – при помощи специальной техники. Эвакуировано более 200 человек.
Пожарные застряли в пробках
Опоздание пожарных бригад в ДЧС объяснили тем, что сначала машины стояли в пробке на проспекте Райымбека, а потом подогнать спецтехнику им помешали припаркованные у дома автомобили.
"Плотная автомобильная парковка во дворах мешала пожарным подъехать к месту тушения, хотя все подразделения и расчёты прибыли в течение 20 минут. В связи с этим пожарным пришлось даже вручную демонтировать бордюры, чтобы проехать к южной стороне горящего дома", – пожаловался на брифинге после пожара исполняющий обязанности начальника ведомства Ерлан Алибеков.
При этом он сам подтвердил: жители верхних этажей не смогли бы спастись самостоятельно. И вот почему: по проекту аварийные выходы – это балконные люки, начиная с пятого этажа, но они были заварены. А состояние этих выходов никто до пожара не проверял.
"Если бы эти люки были в исправном состоянии, то люди с верхних этажей могли бы спуститься до пятого этажа, а пожарные в ручном режиме их снять", – пояснил на брифинге Алибеков. На месте пожара работали три гарнизона автолестницы, они дотягивались до самого верхнего этажа.
Кроме того, в 16-этажном доме не работала система защиты от дыма.
"В зданиях повышенной этажности специально предусматривается системы дымоудаления. Если они были бы в рабочем состоянии, то такого сильного задымления на этажах не было бы", – пояснил и.о. начальника ДЧС.
"Были неисправны и самозакрывающиеся двери на эвакуационных лестничных клетках, поэтому туда попал дым. Все это затруднило эвакуацию жильцов дома", – отметил Алибеков. Прыжки жителей с окон и балконов во время смертельной опасности и.о. начальника ДЧС назвал «ошибкой». По его словам, жертв можно было избежать.
"Мы не бездействовали, стоило сохранять спокойствие и дождаться помощи", – заявил Алибеков.
Кроме того, он сообщил, что уже возбудили два уголовных дела по фактам нарушениям пожарной безопасности в многоэтажке и гибели человека при пожаре. Кого именно будут привлекать в качестве ответственных лиц, пока неизвестно. Создана и специально созданная межведомственная оперативная группа, назначены пожарно-технические экспертизы.
«Она была хорошей соседкой»
Жительница микрорайона «Аккент» Роза Етекбаева стала невольным свидетелем трагического прыжка сестер из окна балкона.
"Одни люди кричали снизу: «Бросай ковры и матрасы вниз, прыгай!». Другие кричали: «Не надо!» Я тоже кричала, что не надо прыгать, ведь при падении с такой высоты люди могут переломать себе и руки, и ноги, и получить ушиб внутренних органов", – поделилась Роза, у которой был опыт работы в скорой помощи. "Я так думаю, что сёстры стали задыхаться, запаниковали. О печальных последствиях этого все знают".
Житель горевшего дома Тлеужан Ахметхан подтверждает: в подъезде стоял черный дым и запах гари, приходилось двигаться наощупь. Когда начался пожар, он вывел семью из квартиры на втором этаже и бросился помогать соседям. На восьмом этаже мужчине стало плохо, он снял с себя футболку, намочил и прикрыл ей лицо. Своим соседям давал мокрые полотенца, выносил на руках их маленьких детей. Так он спас 16 человек, выводя их по лестнице из охваченной дымом высотки, пока не приехали пожарные. И очень опечален, что не удалось спасти прыгнувшую девушку.
"Она была хорошей соседкой, мы дружили семьями. В день пожара у нас дома с детьми играла ее племянница, дочь ее брата", – поделился Тлеужан. Он же добавил, что сами жители вызвали пожарных не сразу.
После пожара в ЖК «Аккент» премьер-министр Алихан Смаилов поручил проверить новые многоэтажные дома на предмет соблюдения противопожарных требований, ускорить ремонт ЖК «Аккент», чтобы жители скорее вернулись домой, и при обновлении техники МЧС учитывать потребность в спецтехнике для работы в высотных зданиях.
Жители верхних этажей просто обречены
Председатель Алматинского городского филиала РОО «Союз защиты прав потребителей и предпринимателей «Общественный защитник» Талгат Мухамедгалиев занимался вопросами пожаротушения в многоэтажках задолго до трагедии в «Аккенте». И даже принуждал застройщиков через суд устанавливать эти системы. Как раз для того, чтобы избежать подобного исхода.
"Современное многоэтажное строительство в силу экономии пространства устремлено вверх. Мы всё чаще видим так называемые небоскребы. Это мировая практика. Казахстан в этом плане не отстает, конечно, с оглядкой на специфику регионов. К примеру, в Алматы в силу сейсмической активности региона существует ограничения этажности зданий. В Астане же подобных проблем нет, поэтому мы там можем видеть такие проекты, как ЖК «Триумф Астаны» или «Абу Даби Плаза», ЖК «Highvill». Высота этих сооружений просто не позволит эвакуировать людей с верхних этажей", – констатирует эксперт. "Не существует пожарной техники, способной дотянуться на такую высоту. Это означает, что весь акцент по эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях смещается на оснащенность самого здания. И вот здесь, как показывает практика, мы как раз-таки имеем большие проблемы", – говорит эксперт.
Талгат Мухамедгалиев напоминает о СНиПах и законах, согласно которым высотные здания от 28 метров в обязательном порядке должны быть оснащены системами оповещения, предотвращения и пожаротушения.
"Это интеллектуальная система. В случае задымления или пожара она включает систему оповещения жителей, блокирует лифты и отправляет их на первый этаж, отключает подачу электроэнергии в здании, включает систему распыления воды. Загораются индикаторы путей эвакуации. Просто настоящий оркестр, идеально работающий на спасение жизней людей. Но все это лишь на бумаге, на практике все зачастую выглядит иначе!" – уверен Мухамедгалиев.
Эксперт критикует попытку властей переложить ответственность на самих людей и называет это «плохой практикой».
"Это лишь прикрытие своих ошибок! Всё легко решается в первую очередь на законодательном уровне, законы должны изначально нести в себе превентивный характер. Что это означает? Давайте запретим строительство «человейников», это же очевидное зло! Человеку несвойственно жить в таких стеснённых условиях. Как вы представляете в случае чрезвычайной ситуации эвакуацию такого количества людей из одной точки? Практика показывает, что при возникновении пожара в первую очередь жертвы будут среди жителей верхних этажей, огонь распространяется вверх. При пожаре запрещено пользоваться лифтами. Получается, единственный способ эвакуации – это лестница. Сколько времени займет у человека спуститься с 17-го этажа? Тем более пожилой человек или ребенок, который просто не способен сделать без посторонней помощи. Значит они, к сожалению, просто обречены!" – считает эксперт.
«Мы очень быстро забываем уроки»
Большое количество жителей автоматически подразумевает большое количество автомобилей. Это означает, что дворы всегда будут заставлены автомобилями. Талгат Мухамедгалиев считает, что нужно взять опыт застройки передовых стран и запретить внутридворовую парковку. Двор должен быть только для людей и их прогулок.
"Законодательно можно урегулировать строительство так, чтоб дома возводили со сквозными подъездами. Например, внешний вход со стороны проезжей части для входа-выхода. Внутренний двор предусмотреть исключительно для специальной техники: для загрузки мебели, такси, скорой, пожарной службы. В остальном двор должен быть оазисом людей, а не машин. Паркинг можно организовать или под домом, или же в отдельно стоящем многоярусном здании. Всё уже давно продумано в передовых странах! Поэтому не нужно всё сваливать на людей. Создайте правильную, безопасную и продуманную «почву» для их проживания, и никаких проблем не возникнет, я в этом уверен", – говорит он.
Мухамедгалиев сетует на то, что «мы очень быстро забываем уроки». Он вспоминает пожар чуть больше года назад в Алматы, когда в одном из ЖК загорелась некачественная проводка и произошло задымление верхних этажей. Тогда огонь очень быстро распространился по шахте, по вертикали здания. К счастью никто не пострадал.
"Но разве кто-то из уполномоченных органов извлёк из этого уроки? Были ли проверены все высотные объекты на предмет работы и наличия систем предотвращения и пожаротушения? Нет! И мы удивляемся тому, что история повторилась? Я уверен, что это не последний случай! По следам трагедии в микрорайоне «Аккент» премьер-министр дал поручение проверить все новые объекты на предмет безопасности от пожара, а остальные что?" – задаётся вопросом он.
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»
Эксперт рекомендует всем жителям многоэтажек и ЖК свыше девяти этажей обратиться в ДЧС с просьбой провести проверку работы системы предотвращения и пожаротушения и потом ознакомиться с результатами этой проверки. В случае выявления неисправностей необходимо обязать застройщика устранить нарушения, если это новый ЖК.
"Во всех других случаях жителям придется скидываться для восстановления этой системы. Возможно, это будут немаленькие вложения, но речь идёт о вашей жизни, и жизни ваших близких, а это бесценно. Сейчас идёт большая нагрузка на электрические сети, работают кондиционеры, вентиляторы и прочая техника. Риски замыкания и пожара очень высоки, задумайтесь!" – заключил эксперт.
Полезный опыт
Случаи, когда жители добивались установки системы пожарной сигнализации, уже есть. Талгат Мухамедгалиев поделился с BES.Media несколькими судебными кейсами. Вот один из них:
В июле 2021 года специализированный межрайонный экономический суд города Алматы под председательством судьи Абиловой обязал заказчика ТОО «BaitasEngineering» установить автоматическую систему пожарной сигнализации и пожаротушения в жилом комплексе «Алма».
ЖК, состоящий из десяти этажей, был сдан в эксплуатацию еще 29 мая 2018 года. Жители засомневались в безопасности своей высотки и обратились в ДЧС. Ведомство на основании их обращения провело внеплановое пожарно-техническое обследование. Было выявлено, что в жилом доме не произведен монтаж пожарной сигнализации и системы пожаротушения. По результатам проверки ответчику вручили предписание об устранении выявленных нарушений. Однако никто их не устранил. Компанию оштрафовали на 100 МРП.
Сам заказчик пытался связаться с подрядчиком ТОО «Рамс Казахстан» и выяснить, почему были допущены такие нарушения при возведении комплекса. Просил применить срок исковой давности и отказать жителям в их требованиях.
На суде пояснили: заказчик изначально по проекту возводил девятиэтажное здание, а затем внес изменения в проект. Этажность жилого дома была увеличена еще на один этаж, в итоге получились все десять. А по закону о гражданской защите, в зданиях высотой 28 метров и более предусмотрены монтаж и установка пожарной сигнализации и системы пожаротушения.
ТОО «Baitas Engineering» для установки системы пожаротушения заключил с ТОО «GALAXY service» договор подряда по выполнению работ по монтажу и пусконаладке автоматической системы пожарной сигнализации. Однако ТОО «Baitas Engineering» свои обязательства по договору не исполнил и не оплатил аванс, предусмотренный договором. Из-за этого ТОО «Galaxy service» пожарную сигнализацию в данном жилом комплексе так и не установил!
Судья удовлеворила требования жителей обязать установить автоматическую систему пожарной сигнализации и пожаротушения, они являются законными и обоснованными, поскольку ТОО «Baitas Engineering» принял объект как заказчик с нарушениями действующих норм и правил пожарной безопасности, «создавая угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей и их законным интересам».
Почему ДЧС исключили из комиссии при приемке зданий в эксплуатацию
В 2016 году отменили госприемку жилых зданий в эксплуатацию. До этого года дома принимала комиссия как минимум из 12 специалистов, в том числе и ДЧС. После того, как в закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» внесли изменения, теперь акты приемки объекта в эксплуатацию подписывают всего четыре стороны: заказчик, подрядчик, авторский надзор и технический надзор. Причем, все это частные компании, которых нанимает застройщик.
"Практика такого нововведения показала, что совести-то у подавляющего большинства застройщиков просто нет! И качество строительства рухнуло! В погоне за сверхприбылями недобросовестные застройщики поставили на кон всё, в том числе и безопасность проживания и жизни людей", – поделился опытом Талгат Мухамедгалиев. "Моя судебная практика, а у меня как минимум было два судебных процесса по принуждению застройщика установить систему предотвращения и пожаротушения, обнажает все несовершенство действующего законодательства в строительной отрасли. Но уверен: таких дел по стране сотни, а может, даже тысячи".
Эксперт признаёт: госприемка тоже не исключала коррупционные риски. Но все же нарушений было меньше, а ответственности госорганов больше. Теперь же застройщики снимают с себя ответственность, перекладывая на КСК и ОСИ, которые занимаются эксплуатацией вверенного им дома, построенного с отклонениями от проекта. А во время трагических последствий «откупаются» квартирами.
Ту самую многоэтажку, которая горела в «Аккенте», строил турецкий застройщик ТОО «Ayt Housing Complex». Он тоже практически снял с себя ответственность за случившееся, переложив это на других. Конечно, при поддержке акимата. Госорган сообщил: «До января 2020-го данный дом пустовал, заказчиком и собственником данного дома не является ТОО «Ayt Housing Complex». Данный дом был заселен жителями только в 2020 году, но уже новым собственником дома. В данном жилом комплексе обслуживающий орган управления является ОСИ «ЖК Аккент». В марте прошлого года ОСИ заключила договор с управляющей компанией в лице ТОО «Ayt Facility Management», директором которого является Маженов Г. С.».
При этом застройщик пообещал предоставить семье погибшей Асель двухкомнатную квартиру на безвозмездной основе. И взять расходы по восстановлению дома на себя.
Что будет с жителями горевшего дома?
ДЧС совместно с акиматом Алатауского района обеспечили пострадавших от пожара горячим питанием и временным жильем в лицее №178 и в ближайшей гостинице. Журналист BES.Media побывал на месте событий и убедился: действительно, запасов воды и еды было достаточно, многое даже осталось. Однако в спортзале лицея никого не оказалось. Администрация учебного учреждения пояснила: после пожара тут ночевало всего два человек, остальные ушли.
По словам жителей, они потребовали у акимата оплаты за съемное жилье. Аким района Азамат Калдыбеков на собрании жителей дома согласился на эти условия. Однако на требования некоторых жителей предоставить так называемый депозит, который требуют арендодатели, отказался.
«Акимом района Калдыбековым А. дано разъяснение о невозможности предоставления суммы депозита, поскольку это страховая сумма для возмещения возможного ущерба, арендуемого имущества, которое после выезда арендатора возвращается при отсутствии ущерба. То есть это личная ответственность арендуемого лица. Кроме того, акиматом района проводится оплата сразу за два месяца, на период восстановления 54 дома, мкр «Аккент». Таким образом, сумма второго месяца может послужить в качестве депозита», – сообщили в акимате в ответе на наш запрос.
На сегодня с жителями дома составлено 75 договоров о возмещении денег на двухмесячный период. По информации акимата, вода в ЖК не отключалась, но необходимо время для того, чтобы все продукты горения выветрились. Также нужно время для восстановления электричества. По предварительным срокам, дом восстановят примерно к середине сентября.