Нормы противоречивы и часто меняются: в Air Astana критически высказались о Налоговом кодексе РК
Что произошло
В Air Astana считают, что налоговая система Казахстана является относительно новой и характеризуется частыми изменениями законодательных норм, нечёткое изложение которых допускает неоднозначное толкование фискальными органами. Об этом стало известно из отчётности авиакомпании.
Детали
Air Astana в своём финансовом отчёте отметила, что налоговая система Казахстана характеризуется частыми изменениями.
"Налоговая система Казахстана является относительно новой, характеризуется частыми изменениями законодательных норм, официальных разъяснений и решений судов, зачастую нечётко изложенных и противоречивых, что допускает их неоднозначное толкование различными налоговыми органами, включая мнения относительно порядка учёта доходов, расходов и прочих статей сокращённой консолидированной промежуточной финансовой информации в соответствии со стандартами учёта МСФО (международные стандарты финотчётности. – Ред.)", – говорится в документе.
Кроме того, отмечается, что функциональной валютой Air Astana является доллар США, поскольку эта валюта наиболее правдиво отражает экономические последствия соответствующих операций и обстоятельств, с которыми сталкивается компания. Налоговый кодекс не содержит положений, проясняющих вопросы применения функциональной валюты, отличной от тенге.
"Тем не менее Налоговый кодекс обязывает всех налогоплательщиков в Республике Казахстан исчислять и оплачивать налоговые обязательства в тенге. Поэтому группа для налогообложения и выполнения налоговых обязательств ведёт учёт и расчёты в тенге. Руководство считает, что этот подход является наиболее соответствующим условиям действующего законодательства", – отмечено в публикации.
Контекст
18 июля Касым-Жомарт Токаев подписал новый Налоговый кодекс, запустив одну из крупнейших фискальных реформ последних десятилетий.
Этому предшествовали месяцы горячих дискуссий: крупнейшие отраслевые ассоциации и бизнесмены Казахстана обращались к правительству, выражая обеспокоенность содержанием проекта. Бизнес прямо заявлял, что документ в текущей редакции угрожает деловой активности, усиливает административное давление на бизнес и повышает коррупционные риски.