"Нужно убедить людей, что уровень цен адекватный" – глава Нацбанка
Глава Национального банка Тимур Сулейменов в интервью Tengrinews рассказал о своём видении финансовой политики в Казахстане, и что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию.
"Реальная базовая ставка 4,2%"
Тимур Сулейменов объяснил, зачем нужна высокая базовая ставка. По его словам, её повышают при высокой инфляции, чтобы замедлить оборот денег в экономике и оградить от ценовых шоков отдельные отрасли экономики.
"У нас инфляция высокая – 11,8%, а базовая ставка – 16%. Нужно понимать, что есть и реальная базовая ставка – от номинальной (16%) отнимаем инфляцию. Таким образом наша реальная базовая ставка 4,2%. Она не такая высокая. Она достаточно адекватная. У нас экономический рост достаточно динамичный", – сказал глава Нацбанка.
"Инфляция зачастую в головах"
Он напомнил, что инфляцию называют налогом на бедных. Сейчас основная задача правительства – закрепить инфляцию на уровне 5%. При этом "раздувать" ещё больше экономический рост фискальными влияниями, монетарной политикой – неправильно.
"Инфляцию победить очень сложно, потому что она зачастую в головах. Например, парикмахер идёт и видит, что покупал сметану за 350 тенге, ценник поменялся – 400 тенге, покупал молоко за 240 тенге, а теперь – за 280. Он придёт на следующий день и скажет: я стриг людей за 2000 тенге, теперь буду за 2800. И этот цикл невозможно остановить. Никакого государственного регулирования не получится. Нужно заякорить инфляцию, убедить людей, что Казахстан – развивающаяся страна, уровень цен – адекватный, не нужно повышать их", – попытался объяснить он.
"Курс тенге – отражение текущей ситуации на рынке"
Также глава Нацбанка напомнил, что курс тенге в Казахстане – свободно плавающий.
"Курс сам по себе не бывает кем-то установленным. Это товар тоже. Чем сильнее экономика нашей страны, тем сильнее наш курс", – отметил Тимур Сулейменов.
Курс зависит от платёжного баланса, а он зависит от экономики.
"Много произвели, наторговали, значит много валюты внутри нашей экономической системы привлекли. Если мало произвели, импортировали – валюта ушла, значит курс будет повышаться. В последний год интервенции не проводились, в этом отношении курс тенге такой, какой он есть по рынку, отражение текущей ситуации", – объяснил председатель банка.
"Бездумное потребительское кредитование нужно ограничивать"
Тимур Сулейменов констатировал, что определённый уровень закредитованности есть, но нужно смотреть его структуру. Кредит для физлица – это нормальное рыночное явление, особенно если он связан с улучшением качества жизни: с операциями, образованием, жилищными условиями.
"Нужно выстраивать политику так, чтобы бездумное потребительское кредитование ограничивать, а на долгосрочные вещи – это, наверное, нормальная ситуация", – отметил он.
При этом финансовая грамотность казахстанцев, по его словам, не на достаточном уровне: обывателю порой сложно разобраться в хитросплетениях банковского сектора.
"Нужно работать с банками, микрокредитными организациями, особенно онлайн-банками, надо следить за тем, чтобы они агрессивно не кредитовали. <…> Нужно следить, чтобы те или иные штрафы, неустойки, более простым языком объясняли", – сказал глава Нацбанка.
"Субсидировать проекты нужно выборочно"
"Я считаю, что субсидировать некоторые наиболее приоритетные отрасли и проекты нужно. Но первое – это, конечно, нужно делать выборочно. То есть нужно чётко определить, какие приоритеты по отраслям и направлять наши усилия туда: субсидировать процентную ставку, давать земельные гранты, скидки по налогам, прямые субсидии", – сказал глава Нацбанка.
По его мнению, важно обеспечить качество исполнения инвестиционных проектов.
"Например, проект, который запускают, является действительно индустриальным проектом, там действительно выпускается казахстанское содержание, там действительно казахстанская продукция, а не импортная. В противном случае наши усилия будут напрасными, потому что мы будем субсидировать импорт", – объяснил Тимур Сулейменов.
"Цена на нефть будет в хороших диапазонах"
Валютные активы Нацфонда составляют около 60 млрд. Доход в этом году составит около 10%.
Поступления в фонд зависят от ситуации с рынком нефти.
"Пока прогноз неплохой у большинства аналитиков: цена на нефть будет в хороших диапазонах – 70-80 долларов", – сказал он.