"Одно ракетное попадание – и полстраны обесточено": астанчанин высказался о рисках строительства АЭС
По его словам, атомная сфера напрямую касается вопросов национальной безопасности.
Что произошло
В Астане на публичных слушаниях о строительстве АЭС один из присутствующих рассказал о рисках, к которым, по его мнению, надо быть готовыми.
Какие аргументы
По мнению Данияра Калиева, одной из причин, почему не стоит строить АЭС в Казахстане, является вопрос национальной безопасности.
"Опасно строить высоко концентрированные источники энергии, АЭС и гидроэлектростанции. Одно ракетное попадание – и полстраны обесточено. Пример Украины это наглядно показывает. Каховское водохранилище разрушено, запорожская АЭС находится под угрозой постоянного подрыва. Никто не может гарантировать, что в Казахстане не случится войны, не дай бог, конечно, но мы должны об этом думать и должны себя обезопасить", – сказал он.
По его словам, ядерная энергетика перестаёт быть трендом в глобальной энергетике.
"В 2021 году доля атомной энергии в глобальном производстве электричества снизилась до 9%. В 1996 году этот показатель был 17,5%. Это означает, что мир отказывается от атомной энергетики, а мы собираемся строить. Атомная энергетика становится всё дороже и дороже. В 2018 году агентство Bloomberg отмечало, что 25% атомных электростанций в США не обеспечивают даже собственные эксплуатационные расходы, то есть они убыточны. С 2010 по 2020 год стоимость электроэнергии от солнечных батарей снизилась на 85%. Стоимость наземной и морской ветровой энергии уменьшилась на 56 и 48%, соответственно. Это говорит о том, что возобновляемая энергетика дешевеет, а атомная дорожает глобально. И мы должны этот тренд учитывать", – добавил Данияр Калиев.
Он хотел было продолжить приводить свои аргументы, однако ввиду регламента в виде 2 минут на вопрос ему отключили микрофон. И такое наблюдалось постоянно.
Что говорили организаторы
Генеральный директор РГП "Национальный ядерный центр Республики Казахстан" Эрлан Батырбеков не согласился с Данияром Калиевым в части опасности и снижения интереса к атомной электроэнергии.
"Мы приводили цифру – 59 станций строятся – это большие страны с хорошей экономикой впереди планеты всей. Если говорить про атомную станцию и возможность прямого попадания: я считаю, что при хорошем развитии атомной энергетики в дальнейшем будут малые модульные станции. Но их горизонт референтности – где-то 2030-е годы. Но строить без референтности первую атомную станцию, на сегодняшний день, просто неразумно. Поэтому ждём: строим большую станцию, потом развиваем малую атомную энергетику", – сказал он.
Что касается радиоактивных отходов, то по мнению Эрлана Батырбекова, их стоит расценивать, как отложенное энергетическое решение, которое повторно будет использоваться в реакторах, когда наладят замкнутый топливный цикл. При этом когда именно это будет, эксперт не уточнил.
Контекст
Слушания в Астане стали 20-ми по счёту и заключительными в Казахстане. Референдум о строительстве АЭС в Казахстане планируют провести осенью 2024 года, однако точная дата ещё не определена правительством.
АЭС планируют построить в посёлке Улкен Жамбылского района Алматинской области на берегу озера Балхаш. В случае положительного решения станцию обещают построить по технологии поколения не ниже 3+. Сейчас свои предложения по реализации проекта Казахстану предложили EDF (Франция), CNNC (Китай), "Росатом" (Россия) и KHNP (Южная Корея).
___
Читайте также:
- Как мирный атом поссорил алматинцев на слушаниях по строительству АЭС
- Академик Бауржан Ибраев: "АЭС может стать паровозом, ĸоторый потянет всю эĸономиĸу Казахстана вперёд"
- Министр энергетики Казахстана: некоторые занимаются дискредитацией вендоров для АЭС
- Референдум по строительству АЭС состоится нынешней осенью – президент Токаев
–––