Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Истории

Почему казахстанцы никогда не ощущали рост национальной экономики в своих кошельках? В правительстве не так считали

20.06.2023
bes.media bes.media
Ежегодные отчёты о росте экономики и повышении благосостояния населения у многих вызывали недоумение и возмущение.

Граждане этого роста в своих кошельках не ощущали. Почему это происходит, разобрались в Высшей аудиторской палате. Заодно и показали правительству, что не так и почему. 

Что случилось

Впервые на государственном уровне республиканский бюджет оценили через призму качества жизни казахстанцев. Высшая аудиторская палата (ВАП) проанализировала исполнение республиканского бюджета за 2022 год на основе принципа человекоцентричности. Проще говоря – как экономические результаты (которые, как правило, всегда позитивные) отражаются на жизни граждан страны. 

Что опять придумали чиновники?

Выводы ВАП, на удивление, отражают ответ большинства граждан на вопрос, как экономические достижения влияют на нашу жизнь – никак. Но госаудиторы нашли и причины этой ситуации.  

Детали

Сопоставляя данные статистики о социально-экономическом развитии страны, вложениях бюджета в это развитие, и качеством жизни казахстанцев, ВАП приходит к парадоксальному, казалось бы, выводу - люди стали жить хуже. Объяснение этому есть. В заключении ВАП отмечается: «Современное состояние и развитие макроэкономической статистики в Казахстане не обеспечивает ясного понимания того, как функционирует национальная экономика». Сбор данных и оценка ориентированы на выполнение международных обязательств и рейтингов. Но о качестве жизни граждан эти показатели не говорят практически ничего. 

Если оценивать ситуацию за прошлый год, статистика зафиксировала снижение потребления продуктов питания. Но не потому, что люди стали меньше есть, просто продукты стали дороже. Так, потребление хлебобулочных изделий и круп снизилось за год на 5,8 кг, мяса и мясопродуктов на 4,1 кг, молока и молочных продуктов на 16,8 литров, фруктов на 3,8 кг, овощей на 3 кг, масел, сахара, шоколада, кондитерских изделий на 2,9 кг. И именно эти виды продуктов за год подорожали больше других. Также почти в два раза за 2022 год увеличились расходы граждан на аренду жилья и услуги образования, выросли расходы на товары личного потребления. Госаудит видит в этом тревожную тенденцию. 

«В условиях сокращения реальных денежных доходов и одновременного роста цен на товары первой необходимости реализуется эффект замещения качественных продуктов питания, товаров и услуг на менее дорогие субституты. Это отрицательно влияет на качество жизни, а также ведет к сокращению сбережений, и даже опосредованно – закредитованности населения», – отмечено в заключении ВАП. 

С доходами граждан ситуация тоже складывается не очень позитивно. По данным статистики, среднемесячная номинальная зарплата в стране составила 338,7 тысяч тенге, и в номинальном выражении выросла на 22,9%. Но в реальном выражении рост составил лишь 2,8%. При этом доля доходов от трудовой деятельности в структуре всех доходов населения составила 73,2%. Это превышает показатель 2020 года (67%), но ниже уровня 2015 года (80,1%). 

Сильно увеличились и социальные трансферты со стороны государства. В 2022 году их доля составила 31% к трудовым доходам, и это показывает зависимость граждан от соцподдержки государства. Кстати, в 2015-2016 годах это соотношение достигало 21-23%. 

Немаловажный момент: средний размер пенсий по отношению к зарплате сейчас на рекордно низком за последние 7 лет уровне - 23,9%. В 2017-2018 годах этот показатель составлял 33%. 

Несмотря на меры по трудоустройству, растёт число неформально занятых. По оценкам нацстатистики, их не менее 12,8% в структуре работающего населения. Или – свыше миллиона человек. И за прошлый год их количество подросло в строительной сфере на 21 тысячу человек, в сфере услуг на 8 тысяч, транспорте и торговле на 5 тысяч человек. ВАП обращает внимание, что такая ситуация - это отложенные социальные проблемы, так как у людей нет полноценного доступа к медпомощи, соцобеспечению, пенсионным накоплениям.

Если эти проблемы не решить сейчас, в будущем это – социальные риски и увеличение нагрузки на бюджет. 

Да и в целом, количество бедных в Казахстане растёт. В 2021 году к населению с наименьшими доходами относили 9,53% граждан. В 2022 – уже 9,77%. В разрезе регионов количество бедных граждан за последние 4 года выросло в Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Мангистауской, Карагандинской, Костанайской областях, и в Астане, Алматы, Шымкенте. А доля населения с доходами ниже прожиточного минимума по всей стране выросла с 2019 года на 0,9%. 

Что фиксирует статистика

Интересно, что все эти данные казахстанская статистика фиксирует. Но выводов не делает. Причина в том, что оценка качества жизни у нас делается на основе усечённой методики ОЭСР. К примеру, если в странах ОЭСР безопасность оценивается как «безопасность во время прогулок в одиночестве ночью», в Казахстане этот показатель оценивается только на уровне доверия граждан правоохранительным органам. Показатели, связанные с работой мы оцениваем только непосредственно по трудовой занятости, а в странах ОЭСР сопоставляются данные о переработках и наличии свободного времени у работающих граждан. 

Сравнивать показатели качества жизни со странами ОЭСР можно, но при погружении в детали понятно, что сравнение не в нашу пользу. Например, можно сравнивать расходы на жильё, но сами критерии по тому, каким это жильё должно быть, несопоставимы. В ОЭСР средний дом имеет 1,7 комнаты на человека, 97% жилых помещений имеют частный доступ к туалету со смывом. А жильё считается доступным, если его стоимость не превышает трёхлетнего заработка одного члена семьи. В Казахстане - на человека приходится 0,8 комнаты, в общем жилом фонде 98,2% оборудованы водоснабжением, 72,5% - канализацией. В сельской местности 45% жилищного фонда оборудованы канализацией, и лишь 2% - центральным горячим водоснабжением. Ну а накопительная способность казахстанцев для приобретения жилья составляет не менее 11 лет на вторичном рынке, и 15 лет на рынке новостроек. 

Не менее «занимательно» сравнение обеспеченности граждан питанием. В большинстве стран есть Национальные стратегии питания, которые основаны на анализе данных о здоровье граждан, профилактике хронических заболеваний, связанных с питанием,  особенностях региональной продовольственной базы, разработке специальных программ производства обогащенных продуктов. В Казахстане же главной задачей является только насыщение внутреннего рынка продовольствием отечественного производства – и всё. 

«Казахстанская версия Индекса качества жизни (ИЖК) исключительно неинформативна, основана на опросе 12 тысяч домохозяйств, и сам факт отсутствия в нем показателя дохода делает его бесполезным. Фактически из отработанной международной методики точечно выбраны индикаторы субъективного характера и конъюнктурного мнения казахстанцев», – отмечает ВАП.

Подпишись на Telegram-канал BES.media>> https://t.me/bessimptomno 
Если у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий, пишите, присылайте фото, аудио и видео, документы, в наш анонимный бот @bessimptomno_bot