2 мая 2024, 12:57

Почему у государства монополия на установку и использование Starlink объяснили в парламенте

МЦРИАП отказывается сообщить, на какую сумму уже закуплены терминалы Илона Маска.

Асхат Оразов и Екатерина Смышляева на фоне спутников Starlink. Асхат Оразов, вице-министр цифрового развития, и Екатерина Смышляева, депутат мажилиса
Фото: BES.media

Что произошло

Казахстанцы не могут использовать интернет от Starlink легально, потому что власти не могут обеспечить национальную безопасность на сетях негеостационарных спутников.

Позиция МЦРИАП

Вице-министр цифрового развития Асхат Оразбек отмечает, что использование услуг спутников Илона Маска происходит в рамках пилотного проекта сроком в два года.

"Мы не можем точный механизм проработать и сказать, как обеспечивать защиту интересов Казахстана в сетях негеостационарных спутниковых группировок. Поэтому, собственно, мы вводим пилотный режим на два года, в рамках которого все вопросы, которые нас интересуют совместно с компанией Starlink, мы будем отрабатывать. И этот вопрос согласован с Комитетом национальной безопасности. Сейчас конкретики у нас нет. Технология абсолютно новая. Технология, которая будет ещё и развиваться, поэтому загнать их в ложе наших национальных норм пока мы не можем", – сказал он на пленарном заседании сената.

Какие ограничения

По словам депутата Екатерины Смышляевой, ограничение распространяется на компании и получателей услуг

"Для компании Starlink мы использовали действующий в законе о правовых актах пилотный режим, когда норма вносится в законодательство, но её действие ограничено. Во-первых, ограничен контингент компаний, которые участвуют, во-вторых, контингент получателей услуг также ограничен. На сегодняшний день речь идёт только о школах, то есть отдалённых сельских населённых пунктах, где невозможно провести любые другие варианты связи. И в данном случае из-за ограниченности контингента и согласования с Комитетом национальной безопасности через программное обеспечение можно будет обеспечить так или иначе контроль, в том числе и тех операций контентных, которые идут через данный вид связи", – сказала она.

Что дальше

Депутат сообщила, что при полном доступе к услуге Starlink обеспечение национальной безопасности (а это вопрос национальной безопасности) было бы невозможным.

"Дальше будем смотреть, как будет развиваться технология. Возможно, что в перспективе она покажет, вот сейчас у них уже идут разработки по альтернативным приёмникам, то есть не в качестве модема, а в качестве обычного смартфона. То есть тогда мы вообще должны будем менять стратегию регулирования и делать его совершенно иным. Поэтому для вот этой выработки регуляторной модели мы себе и взяли это время, для того чтобы законодательство было действительно работающим", – отметила она.

Запрет ввоза станции Starlink не работает

По словам Екатерины Смышляевой, оборудование Starlink в настоящее время запрещено ввозить в Казахстан и эксплуатировать, поэтому их уже не продают. Но тем не менее, говорит депутат, на территории страны работает большое количество терминалов.

Контекст

В ноябре прошлого года министр Багдат Мусин говорил, что терминалы Starlink установят в двух тысячах школ скоростью интернета в 4 мегабита в секунду. Оборудование уже пришло в Казахстан, и к интернету Илона Маска уже подключают казахстанские школы, но МЦРИАП упорно отказывается назвать сумму, на которую закупили и обслуживают терминалы.

–––

Читайте также:

–––