Подорожают лекарства, пострадает общепит: что предприниматели думают о новом Налоговом кодексе
Что произошло
18 июля президент Казахстана подписал новый Налоговый кодекс и сопровождающий его закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения". Министерство национальной экономики провело совещание, на котором объяснили поправки в законодательство.
Детали
Директор департамента по налоговой и таможенной политике МНЭ Ерлан Сагнаев сообщил, что новый Налоговый кодекс предусматривает изменения, направленные на упрощение налоговой системы, в том числе:
- сокращение налоговой отчётности на 30%;
-
снижение количества налогов на 20%;
-
оптимизацию налоговых льгот;
-
введение дифференцированных ставок;
-
стимулирование инвестиционной активности;
-
повышение нагрузки на предметы роскоши и решение ряда других актуальных задач.
–––
Читайте также:
–––
Что сказал Жумангарин
"Львиную долю работы в рамках Налогового кодекса сам глава государства проделал. Многие проблемные вопросы были решены прежде всего благодаря волевому решению: размер ставки НДС, минимальный размер порога и так далее. Так или иначе Налоговый кодекс выступил своеобразной лакмусовой бумажкой. Многие стейкхолдеры, группы людей, те, кто хотят и не хотят платить налоги, на какое-то короткое время объединялись. Мы очень много в своё время выслушивали критики и позиций. Были подключены блогеры, всё медиасообщество", – отметил заместитель премьер-министра, министр национальной экономики Серик Жумангарин.
Лекарства станут дороже
Президент ассоциации "ФармМедИндустрии Казахстана" Руслан Султанов отметил, что из-за введения НДС на медицинские товары и услуги "у нас появятся проблемы".
"Теперь с 0 до 16% повышение, и, соответственно, у нас появляются проблемы, потому что порядка 25-50 млрд ежегодно мы завозим субстанций, которые используем при производстве. Теперь эти все субстанции будут облагаться НДС по 16%. Соответственно, это всё повлияет на себестоимость производимой продукции, к сожалению. Вот 30-50% себестоимости – это как раз именно субстанции", – отметил Султанов.
Кроме того, он отметил, что лекарства, поставляемые в рамках ГОБМП и ОСМС, освобождены от НДС. При этом около 1700 медицинских изделий почему-то не включили в этот список. К ним относятся шприцы, медицинские перчатки и другие товары.
"При этом вторая проблема – регулирование цен в рамках госсектора существует, цены не менялись на протяжении четырёх лет, плюс сверху ставка 16% – будут проблемы, потому что вряд ли кто-то будет, не только из отечественных, но и из импорта возникнут проблемы, и, соответственно, система гособеспечения сразу же встанет", – пояснил Руслан Султанов.
По этим причинам президент ассоциации попросил включить фармсубстанции, сырьё и материалы, используемые в производстве, в перечень освобождённых от НДС.
Ерлан Сагнаев пояснил, что власти приняли решение ввести НДС на эти изделия, так как 84% всех медицинских препаратов импортируются в страну. Поэтому освобождение "будет кормить экономику чужой страны".
"То, что касается фармсубстанции. Это сырьё, которое у нас подлежит переработке и используется при производстве продукции. И мы так полагаем, что в ходе уже правоприменительной практики этот вопрос, как вариант, мы сможем решить через постановление правительства по предоставлению отсрочки до одного года для таких производителей", – ответил Сагнаев.
общепит будет страдать
Председатель саморегулируемой организации общественного питания Вероника Даугалиева сообщила, что не все кафе и рестораны смогут выдержать розничный налог со ставкой 6%. В частности речь идёт о B2B-секторе. В нём работает 30% заведений, а именно около 300 тысяч из 1,7 млн предпринимателей. К ним относятся школьные столовые, столовые в других учреждениях и другие предприятия.
"Хотелось бы ещё отметить такую историю, как плюс 50% к ставке. То есть 6% у нас получается. Мы понимаем великолепно, что в Алматы и в Астане 100% поставят 6%, но чтобы вы понимали, я говорила о том, что у нас от 4 до 8% чистая прибыль в объектах общественного питания. На данный момент это ставка порядка 5,4%, средняя ставка по нашей сфере. У нас 40 различных направлений в общественном питании. И я боюсь, к сожалению, объекты общественного питания, которые будут работать, условно, в той же Астане, они не смогут платить 6%. Мы об этом уже неоднократно говорили", – пояснила Вероника Даугалиева.
По её мнению премиальные рестораны умирают в Казахстане, так как у них небольшая маржа и дорогостоящие продукты.
"В прошлый раз, когда мы просили розничный налог, тогда ещё был господин Куантыров (Алибек, бывший министр национальной экономики – Ред.), мы все обоснования писали, почему не можем платить больше 4%. Но, к сожалению, сейчас вы всё великолепно знаете, у нас поднялись цены на коммунальные услуги, заработную плату, прочие услуги. Соответственно, у нас процент, если раньше был 4,8%, то сейчас это 5,4% средняя ставка. Поэтому хотелось бы прийти к какому-то диалогу, чтобы мы работали не в минус", – добавила Даугалиева.
При этом она отметила, что разные районы могут устанавливать разные ставки. Поэтому условный Есильский район (в Астане) может поставить ставку в 6%, а Алматинский район – 3-4%. Из-за этого заведения Есильского района не смогут выдержать нагрузку и переехать в Алматинский.
Серик Жумангарин отметил в кулуарах, что навряд ли ставка в 6% будет распространённой, так как её устанавливают маслихаты.
"Кто у нас, в первую очередь, является депутатами маслихатов? Бизнесмены, по большей части. Это общественные деятели, авторитетные люди, которые из общества и вышли. Они их и выдвинули. Поэтому, я думаю, они будут советоваться, прежде всего со всеми этими вещами. Я думаю, что мы дали возможность, механизм местным исполнительным органам, прежде всего маслихатам, – регулировать ставку. Но я не думаю, что она будет 6% как общераспространенная", – сообщил Жумангарин журналистам.
Несправедливое отношение к магазинам
Президент республиканской ассоциации микро- и малого бизнеса и торговли Марина Бошель отметила, что после принятия нового Налогового кодекса магазины у дома и другие, более крупные будут облагаться по одинаковому принципу.
"У нас единые требования для магазина у которого площадь 20 квадратов и, например, торгового объекта, у которого площадь 2000 квадратов. И мы понимаем, что требования не могут быть одинаковыми. Это одинаково, что спрашивать со школьника и с грудного младенца", – отметила Бошель.
Ерлан Сагнаев ответил, что этот вопрос проработают с министерством торговли и интеграции.
"4% – это немного"
Вице-премьер Жумангарин отметил, что повышение НДС не настолько масштабное.
"Плати налоги и спи спокойно. У нас не все платят налоги. И это не случайно называют теневой экономикой. Суть этого Налогового кодекса не только в повышении НДС. Что бы люди не говорили, 4% – это небольшой процент. Это также косвенный налог, налог на потребителя, транзитный, он перераспределяется. Там не всегда вся нагрузка ложится на потребителя", – считает Жумангарин.
Ухудшится ли жизнь людей
Журналисты уточнили у Серика Жумангарина, станет ли жизнь людей дороже или хуже из-за введения нового Налогового кодекса. По его мнению – нет.
"Ухудшение в этом Налоговом кодексе, безусловно, связано с тем, что ставку НДС увеличили на 4%. НДС – это косвенный налог, который ложится на потребителя", – пояснил министр.
При этом Серик Жумангарин отметил, что навряд ли продавцы будут перекладывать весь рост НДС на потребителя. Потому что на рынке есть конкуренция – и их соперники могут не сделать этого. Из-за чего предприниматели будут бояться перекладывать всё на покупателей.
Почему новый Налоговый кодекс критируют
Ранее депутат Айтуар Кошмамбетов рассказал, что одна из проблем при налоговой реформе – это рост цен и инфляция. По его словам, подорожание неизбежно. Правительство говорит, что в среднем цены вырастут на 4%, но это "средняя температура по больнице", потому что расчёты включают всё подряд – от хлеба до пароходов.
На самом деле в отдельных сферах цены могут вырасти гораздо заметнее. Например, услуги парикмахера могут подорожать минимум на 20%, а реально – на 30-50%. При этом, напомнил депутат, в этом году уже повысились цены на коммунальные услуги и топливо, так как государство отпустило регулирование тарифов. Всё это в комплексе создаёт дополнительную нагрузку на людей и бизнес.
Он подчеркнул, что рост цен произойдёт, а доходы людей останутся примерно на том же уровне. Возможно, немного повысят зарплаты госслужащим, военным и учителям, но незначительно. В итоге у людей станет меньше денег и они будут реже пользоваться платными услугами.
В феврале, ещё при обсуждении поправок, депутат Азат Перуашев раскритиковал идею повышения ставки НДС до 16%, потребовав сначала урезать расходы и бороться с коррупцией.
Он отметил, что в расчётах правительства весь дефицит бюджета перекладывается на бизнес, вместо того чтобы искать другие источники. Перуашев считает, что необходимо учитывать сокращение государственных расходов, борьбу с коррупцией, ликвидацию теневого импорта, который должен платить НДС, а не сразу увеличивать налоговую нагрузку.
–––
Читайте также:
–––