Разлив нефти и отсутствие документов: как Тенгизшевройл дважды суд проиграл
Нефтедобытчик оспаривал предписание и письмо департамента Комитета промбезопасности МЧС РК.
Что произошло
ТОО "Тенгизшевройл" (ТШО) проиграло суд по оспариванию предписания департамента Комитета промышленной безопасности МЧС по Атырауской области. Нефтедобывающая компания была не согласна с выявленными нарушениями.
Что выявила проверка
В 2023 году специалисты департамента Комитета промбезопасности МЧС по Атырауской области проверили опасные производственные объекты ТОО "Тенгизшевройл", в их числе скважины на месторождении Тенгиз и Королёвское, Тенгизский газоперерабатывающий завод, котельные, газотурбинные электростанции, промбаза, склад ГСМ, АЗС, магистральные газопроводы, резервуарный парк сырой нефти и другое.
Что выявлено:
- не представлена проектная документация на модернизацию или реконструкцию опасного производственного объекта (линии пропана, насосы, теплообменники);
- не представлен проект на консервацию по выведенной из эксплуатации подземной линии Н-075.1, расположенной между резервуарным парком нефти и заводом комплексной технологической линии.
Специалисты рекомендовали:
- предоставить проектную документацию на модернизацию или на реконструкцию опасного производственного объекта;
- до 8 января 2024 года предоставить проект на консервацию по выведенной из эксплуатации подземной линии.
Что последовало
Компания подала жалобу на предписание в республиканский Комитет промбезопасности. Центральный госорган жалобу удовлетворил частично, но в оспариваемой части предписание оставлено без изменения. Нефтедобытчик и в досудебном порядке пытался решить вопрос, но безуспешно. Тогда ТОО "Тенгизшевройл" подало в суд иск об оспаривании предписания.
Позиция истца
"Все линии и оборудования объекта "Парк хранения газа" были отглушены в феврале 1989 года ПО "Тенгизнефтегаз", являющейся на тот момент владельцем объекта. Работы по заглушке производились до образования ТШО. Указанные линии и оборудование не включены в перечень объектов при продаже и приобретении активов, что подтверждается Соглашением о продаже и приобретении активов между Республикой Казахстан, производственным объединением "Тенгизнефтегаз" и "Трансошен Шеврон Компани" (ТОО "Тенгизшевройл")", – приводятся аргументы компании в материалах дела.
Что касается разработки проектной документации на консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, то в ТШО сослались на проект "Замена нефтепровода Завод-ДМК", согласованный ДЧС Атырауской области ещё в 2013 году. В нём предусматрено выведение из эксплуатации существующих подземных линий кондиционной и некондиционной нефти общей длиной 7000 м, их очистка и демонтаж.
"Согласованным проектом "Замена нефтепровода Завод-ДМК" не предусматривается консервация старых трубопроводов, так как планируется поэтапный демонтаж небольших частей существующих трубопроводов для осуществления врезок путём внесения модификаций в существующие трубопроводы, а также для обеспечения свободного места для установки новых трубопроводов. Оставшиеся выведенные из эксплуатации длинные подземные секции трубопроводов будут заглушены на время строительства и демонтированы после завершения основных строительных работ", – добавили в компании.
Среди прочих аргументов компании количество подписантов предписания – пять из 12 уполномоченных на проведение контроля.
Позиция ответчика
Представители ответчика не согласились с доводами компании и ссылались на правомерность своего предписания.
Что решил суд
Суд подтвердил, что проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, модернизацию, консервацию и ликвидацию иных опасных производственных объектов должна быть согласована с уполномоченным органом в области промышленной безопасности. Это требование ТШО в качестве собственника трубопровода обязано соблюдать.
"Суд учитывает, что ТШО не оспаривается внесение изменений в технологическую схему вышеназванной линии пропана и связанного с ним оборудования путём отсечения трубы и отглушки. Отсутствие согласованной и утверждённой проектной документации объясняют тем, что данные изменения внесены до образования ТШО и отсечённая часть линии не была передана по условиям соглашения. Между тем отсечённая часть линии по настоящее время не консервирована и не ликвидирована, находится на территории объекта парка хранения газа, то есть опасного производственного объекта", – отмечается в решении суда.
Нормы закона также требуют обязательное наличие проектной документации на консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, согласованной с уполномоченным органом в области промышленной безопасности.
"Специалистами департамента достоверно установлено отсутствие проектной документации на консервацию по выведенной из эксплуатации подземной линии Н-075.1. Истец, не оспаривая факт того, что подземная линия Н-075.1 выведена из эксплуатации, несогласие с предписанием обосновывает наличием проекта "Замена нефтепровода Завод-ДМК", которым реализуется поэтапная замена подземных трубопроводов кондиционной и некондиционной нефти. Доводы истца о том, что данная линия является технологическим трубопроводом и нет необходимости в разработке проекта на консервацию и ликвидацию такого трубопровода суд считает несостоятельными, так как линия обладает признаками опасных производственных объектов", – сказано в решении суда.
В решении суда также отмечается, что из-за отсутствия проекта на консервацию происходят неоднократные факты утечки нефти, приносящие вред окружающей среде и несущих потенциальную угрозу жизни и здоровья населения.
Суд не нашёл оснований для отмены предписания и отказал нефтедобывающей компании в удовлетворении иска.
Решение не вступило в силу, у сторон есть время на подачу апелляционной жалобы.
Стороны от комментариев отказались
Редакция BES.media обратилась в пресс-службу ТШО с вопросом: собирается ли компания подавать апелляцию.
"Тенгизшевройл не комментирует текущие судебные разбирательства", – такой ответ прислала пресс-служба организации.
В МЧС, ссылаясь на нормы Предпринимательского кодекса, также отказались комментировать процесс.
Не первый суд
ТОО "Тенгизшевройл" уже судилось с департаментом Комитета промбезопасности МЧС. Процесс проходил в то же время.
Тогда компания пыталась оспорить решение об отнесении утечки нефти к аварии. Утечка была обнаружена 12 ноября 2023 года на подземной линии, расположенной между резервуарным парком нефти и заводом комплексной технологической линии. Линию отсекли, а место разлива осмотрели специалисты, угрозы для работы персонала не обнаружили. Но сам факт сотрудники департамента Комитета промбезопасности отнесли к аварии, которую по закону должны расследовать. Они направили письмо в ТШО с просьбой предоставить данные кандидата, которого включат в комиссию по расследованию аварии от ТОО.
Это письмо юристы ТШО называют "решением об отнесении утечки нефти к аварии". В ответ ЧС-никам они сообщили, что этот случай не может рассматриваться как авария, так как не разрушены здания, сооружения и технические устройства, не было взрыва или выброса опасных веществ. Поэтому отказались предоставлять данные кандидата для включения в состав комиссии.
Госорган всё же создал комиссию по расследованию факта утечки нефти, но работа комиссии приостановлена из-за подачи ТШО иска в суд.
"Иск мотивирован тем, что департаментом экологии по Атырауской области на основании письма и.о. руководителя аппарата акима Жылыйоского района от 22 ноября 2023 года по факту разлива нефти согласно акту о назначении проверки от 23 ноября 2023 года проведена внеплановая проверка по соблюдению экологического законодательства Республики Казахстан в отношении товарищества. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 22 декабря 2023 года. Постановлением от 27 декабря 2023 года производство по делу об административном правонарушении в отношении товарищества прекращено в связи с передачей материала органу досудебного производства в связи с наличием признаков уголовно наказуемого деяния", – сказано в материалах дела.
Суд пришёл к выводу, что письмо департамента не содержит решение административного органа, которое затрагивает интересы ТШО, влечёт для него правовые последствия и носит обязательный характер. Как следствие – не может быть предметом судебного обжалования.
"В настоящем случае по мнению суда предметом самостоятельного оспаривания в порядке административного судопроизводства могут быть итоги расследования в зависимости от решения комиссии. В таком случае дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства и является основанием для вынесения определения о возвращении иска", – сказано в решении суда.
В январе 2024 года суд вернул иск. В феврале апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции в силе. Компания подала касационную жалобу.
О компании
"Тенгизшевройл" – компания, добывающая нефть и газ, создана для разработки нефтяного месторождения Тенгиз в Атырауской области с участием корпорации "Шеврон". ТШО расположено на участке площадью 2500 кв. км, куда входит Тенгизское и Королевское месторождения, а также несколько перспективных участков для ведения разведки. Извлекаемые запасы нефти Тенгизского и Королевского месторождений составляют 1,4 млрд тонн (11,5 млрд баррелей).
Тенгизское нефтяное месторождение было открыто в 1979 году и является одним из крупнейших и самых глубоких нефтяных месторождений в мире.
В первом квартале 2024 года прямые выплаты Казахстану от ТШО составили около 3 млрд долларов, следует из отчётности компании за первый квартал 2024 года.
Участники ТШО:
- Chevron – 50%;
- Exxon Mobil Kazakhstan Ventures Inc – 25%;
- "КазМунайГаз" – 20%;
- "Лукойл Интернэшнл ГмбХ" – 5%.
–––
Читайте также:
–––