Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Мнения

Рост НДС не решит проблему дефицита бюджета – экономист Юлия Баева

Вчера, 09:00
Фото со страницы msu_kz в instagram
Юлия Баева

Рост налоговых ставок не всегда приводит к увеличению налоговых поступлений, считает экономист Юлия Баева. 

Что произошло

Повышение НДС и снижение порога до 15 млн тенге в год не смогут закрыть текущий дефицит бюджета. Об этом в интервью корреспонденту BES.media сказала заместитель заведующего кафедрой экономики Казахстанского филиала МГУ имени Ломоносова Юлия Баева.

Краткосрочный эффект

По её мнению, одновременное повышение ставки налога и расширение налоговой базы за счёт малого бизнеса может дать краткосрочный эффект, но не устранит структурные проблемы экономики.

"По итогам 2024 года поступления НДС в республиканский бюджет составили 5,2 трлн тенге. И данная мера, на мой взгляд, полностью не решит проблему дефицита бюджета, который без трансферта из Нацфонда в 2025 году планируется на уровне 7,6 трлн тенге. По моим расчётам, если облагаемый оборот сохранится (и это самый оптимистичный сценарий), то рост поступлений от НДС может составить порядка 3,5 трлн тенге", – сказала Юлия Баева.

Поступления сократятся

Юлия Баева подметила, что рост налоговых ставок может сопровождать рост налоговых поступлений только до определенного уровня – дальше государство может получить обратный эффект.

"Действительно, рост налоговых ставок не всегда приводит к росту налогов. Наверняка, выпускники экономических специальностей помнят кривую Лаффера, согласно которой рост налоговых ставок сопровождает рост налоговых поступлений, но только до определенного уровня. Если эту границу перейти (установить слишком высокие ставки), то получим обратный эффект. Сложность состоит в нащупывании того уровня ставок налогов, при которых налоговые сборы будут максимальными. В нашем случае экономический блок правительства предлагает одновременно повысить налоговые ставки и расширить налоговую базу за счет снижения порога плательщиков НДС", – сказала эксперт.

Кривая Лаффера – это график, показывающий, как изменение налоговой ставки влияет на сумму налоговых поступлений в бюджет. 

Низкая ставка. Если налоговая ставка очень низкая, государство не получает много денег, потому что ставка просто недостаточно высока.

Высокая ставка. Если ставка очень высокая, люди и компании могут начать избегать уплаты налогов, сокращать свою деятельность или даже уходить в тень, и тогда поступления тоже будут невелики.

Оптимальная точка. Между этими крайностями существует такая ставка, при которой сбор налогов максимально эффективен. Это та точка, где поступления в бюджет достигают своего пика.

Уход бизнеса в тень – неверие в эффективность госуправления

"Полагаю, что после объявления об изменениях в налоговой системе бизнес уже сейчас начнёт менять своё поведение, хотя меры могут быть введены только с 2026 года. Скорее всего, чтобы избежать постановки на учёт в качестве плательщика НДС, предприниматели будут снижать отображаемый годовой оборот до 15 млн тенге. Я думаю, что увод доходов в тень и неуплата налогов связаны не столько с тем, что предпринимателям станет невыгодно вести бизнес. Причина, на мой взгляд, более глубокая – неверие в то, что собранные налоги будут эффективно использованы. Коррупционные скандалы (яркий пример – LRT), неэффективное расходование бюджетных средств, слабая информационная подотчётность о том, куда и на что потрачены деньги, снижают мотивацию бизнеса показывать реальные доходы и делать отчисления. Зачем платить больше, если эти деньги могут быть украдены или использованы неэффективно?" – рассказала Юлия Баева.

Это решение перечеркнёт все предыдущие достижения

"Предполагаемый фискальный поворот может перечеркнуть достижения, которых удалось добиться с большим трудом. Цифровизация и благоприятные налоговые условия способствовали выходу бизнеса из тени. По крайней мере, об этом свидетельствуют данные Бюро национальной статистики: удельный вес ненаблюдаемой экономики снизился с 28,75% в 2017 году до 17,58% в 2023 году. Можно сколько угодно изучать опыт других стран, но без доверия и уверенности в ранее достигнутых договорённостях выстроить прочные отношения между государством и бизнесом не получится. Последствия роста налогового давления могут проявиться в повышении цен, снижении покупательной способности населения, особенно людей с низкими доходами, а также в увеличении объёма ненаблюдаемых операций", – сказала экономист.

Она добавила, что эти реформы не приводят к структурным преобразованиям в экономике, которые необходимы для устойчивого качественного экономического роста.

Контекст

В конце января на расширенном заседании правительства министр нацэкономики Серик Жумангарин предложил снизить порог постановки на учёт по НДС с 78 млн до 15 млн тенге для увеличения количества налогоплательщиков, а также повысить сам налог с 12 до 15-20%.

"Если мы наладим полный охват экономики, за исключением микробизнеса, системой НДС, тогда мера в 12,15 и 20% не будет вызывать серьёзного беспокойства ни у какого бизнеса. Если привести всё в соответствие, вернуть НДС его естественную систему, тогда ставка не так важна", – приводил аргументы в защиту такого подхода вице-премьер Канат Бозумбаев.

–––

Читайте также:

–––