Шаг в будущее или опасная авантюра? Финальные слушания перед референдумом по строительству АЭС прошли в Астане
В отличие от Алматы в столице всё прошло относительно спокойно.
Что произошло
В Астане завершился цикл публичных слушаний по вопросу строительства атомной электростанции в Казахстане.
Какая царила атмосфера
Ранее такие мероприятия уже прошли во всех регионах страны, а именно в 19 городах. Где-то царила накалённая атмосфера, особенно в Алматы, где даже произошли потасовки. Чего не скажешь о столице, где слушания прошли в относительно спокойной обстановке.
–––
Читайте также:
–––
Настроение участников омрачал лишь регламент в две минуты для вопросов из зала, после чего двое мужчин бесцеремонно выхватывали микрофоны. А ещё – торжественная, нарочито официозная речь и комментарии модератора встречи, которые участники посчитали неуместными, так как они занимали драгоценные минуты для выступлений. Модератором встречи была президент Гражданского альянса Казахстана Бану Нургазиева.
В зале не было даже плакатов, за исключением пары студентов, бумажки которых иллюстрировали поддержку строительства АЭС.
Кто был спикером
В качестве спикеров пригласили тех же экспертов, которые, в том числе, совершили турне по регионам. Это:
- генеральный директор АО "Казахстанские атомные электрические станции" Тимур Жантикин;
- генеральный директор Национального ядерного центра РК Эрлан Батырбеков;
- руководитель Института ядерной физики (ИЯФ) Саябек Сахиев;
- замдиректора департамента атомной промышленности министерства энергетики РК Гульмира Мурсалова.
На слушаниях присутствовали также депутаты мажилиса парламента и маслихата Астаны.
Зачем Казахстану атомная станция?
Директор АО "Казахстанские атомные электрические станции" Тимур Жантикин напомнил, что рассматривались два возможных места для строительства: район Курчатова в Абайской области и село Улькен на Балхаше. В результате анализа было выявлено, что в южном регионе страны наблюдается дефицит электроэнергии до 2,7 гигаватт, поэтому этот район стал оптимальным для размещения станции. Проекты для строительства поступили от китайских, корейских, российских и французских компаний, и в настоящее время продолжается их детальное изучение.
Жантикин отметил, что маркетинговые предложения прошли международную экспертизу, которую провела японская атомная компания, подтвердив рекомендацию строить АЭС в районе села Улькен.
При строительстве планируется создать восемь тысяч рабочих мест, а на стадии эксплуатации – две тысячи. Казахстан – одна из немногих стран, производящих ядерное топливо, – намерен использовать его для бесперебойной работы станции, вместо того чтобы экспортировать всё топливо, как это происходит сейчас.
Замдиректора департамента атомной энергетики и промышленности минэнерго Гульмира Мурсалова рассказала, что 70% электроэнергии в Казахстане вырабатывается на угольных станциях, многие из которых находятся в критическом состоянии и будут выведены из эксплуатации в течение 10 лет.
Где взять кадры?
Гендиректор РГП "Институт ядерной физики" Саябек Сахиев сообщил, что для объектов атомной энергетики Казахстану потребуется около двух тысяч специалистов, из которых 1600 – оперативный персонал, а 400 должны иметь высшее образование в области атомной энергетики.
Подготовку таких кадров могут проводить КазНУ имени Аль-Фараби, ЕНУ имени Гумилёва и два университета в Усть-Каменогорске. Уже 1649 студентов обучаются по направлениям "Ядерная физика", "Материалы для ядерной энергетики" и "Ядерная физика и атомная энергетика".
Студенты смогут проходить практику в Институте ядерной физики и Национальном ядерном центре, которые сотрудничают с более чем 30 международными научными центрами и учебными заведениями.
Позиции ротив: Одно ракетное попадание – и полстраны обесточено
Регламент мероприятия не предусматривал ни реплик, ни выражения мнения, только вопросы к экспертам. Выступивших против строительства АЭС на встрече оказалось немного по сравнению с теми, кто поддерживал эту идею. Но даже несмотря на это, их выступления постоянно прерывали, а микрофоны отбирали.
Житель Астаны Данияр Калиев считает, что опасно строить высоко концентрированные источники энергии, такие как АЭС и гидроэлектростанции.
"Одно ракетное попадание – и полстраны обесточено. Пример Украины это наглядно показывает. Каховское водохранилище разрушено, запорожская АЭС находится под угрозой постоянного подрыва. Никто не может гарантировать, что в Казахстане не случится войны, не дай бог, конечно, но мы должны об этом думать и должны себя обезопасить", – сказал он.
К тому же, отметил он, ядерная энергетика перестаёт быть трендом в глобальной энергетике. В 2021 году доля атомной энергии в мировом производстве электричества снизилась до 9%.
–––
Читайте также:
–––
Гендиректор казахстанской продовольственной компании Kazbrand Алмас Зарипов привёл положительные и отрицательные аргументы, но успел проговорить только первые, так как на них иссякли две минуты регламента. Отрицательные аргументы строительства АЭС ему пришлось выкрикивать без микрофона.
По его словам, стоимость электроэнергии постоянно растёт, и предприниматели испытывают большую нагрузку. "Поэтому нам нужна дешёвая электроэнергия", – отметил он. Он добавил, что спикеры не упомянули, какая экономия будет в кошельках потребителей за счёт электричества от АЭС.
Об отрицательных моментах Зарипов сказать не успел. Участники лишь поняли, что они касались космической промышленности, прежде чем у него отобрали микрофон.
Пожилой мужчина, представившийся главным бием (судьёй) Нагашыханом Тулеубаевым, отметил, что его не хотели подпускать к микрофону. Он посетовал на то, что публичные обсуждения таковыми не являются, поскольку ограничивают право на выступление. Он сказал, что в словах спикеров не услышал ничего, касающегося трагедии Семипалатинского полигона. Когда регламент был исчерпан, мужчину, которого захлестнули эмоции, уволокли от микрофона.
Позже исполнительный секретарь партии Amanat Елнур Бейсембаев сказал, что строительство АЭС невозможно сравнивать с трагедией Семипалатинского полигона, где испытывалось оружие массового поражения.
Позиции за: Люди страдают из-за угольной генерации
Докторант ЕНУ имени Гумилёва Айнагуль Хаметова отметила, что сейчас занимается диссертацией и глубже вовлечена в этот вопрос, изучая его с научной точки зрения.
"Я вижу, что создаётся очень много защитных материалов для строительства АЭС, и по сравнению с тем, что было в 50-е годы, это гораздо более радиационно стойкие и термозащитные материалы. Мы можем эксплуатировать АЭС, не переживая за безопасность", – сказала она.
Зампредседателя Казахстанской электроэнергетической ассоциации Алишер Курбаналиев отметил, что к 2031 году ожидается дефицит электрической энергии и мощностей в системе на уровне 6%.
"Это уже недостаток. Во-вторых, страдает окружающая среда. Съездите в Усть-Каменогорск и Темиртау, посмотрите, как люди страдают из-за угольной генерации. Да, понятно, есть ВИЭ, но вы видели, как в Германии, по-моему, полтора года назад, было отключение из-за того, что был сильный ветер? Теперь сравните. На угле станции мы строить не можем – это окружающая среда. ВИЭ вносить в систему – значит ждите отключений. Остаётся только гидроэнергетика. В стране можно построить 3000 ГВт гидроэнергетических мощностей, если начать строить сейчас. Но мы не начинаем быстро. Остаётся только один вариант – атомная электростанция. Это факт, от этого никуда не уйдёшь", – сказал Алишер Курбаналиев.
Контекст
1 сентября 2023 года в послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев объявил, что решение о строительстве атомной электростанции должно быть принято на всенародном референдуме.
В конце июня 2024 года президент Токаев сообщил, что референдум собираются провести осенью 2024 года, однако точная дата ещё не определена правительством.
Президент также подчеркнул, что в обществе существуют обоснованные опасения по поводу безопасности АЭС, связанные с трагическим опытом Семипалатинского полигона, поэтому вопрос требует всестороннего обсуждения.
АЭС планируют построить в посёлке Улкен Жамбылского района Алматинской области на берегу озера Балхаш. В случае положительного решения станцию обещают построить по технологии поколения не ниже 3+. Свои предложения по реализации проекта Казахстану представили EDF (Франция), CNNC (Китай), "Росатом" (Россия) и KHNP (Южная Корея).
–––
Читайте также:
–––