Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Новости

"Шерзат ударил меня кастетом" – в суде по делу об убийстве подростка начался допрос подсудимых

Сегодня, 16:30
Сторона защиты Фото пресс-службы Верховного суда
Сторона защиты

Первым допросили Дархана Аскентаева, конфликт которого с Шерзатом и привёл к трагедии. В суде он вспомнил, что Шерзат бил его кастетом, хотя во время следствия об этом молчал.

Что произошло

На шестой день судебных разбирательств по делу об убийстве подростка Шерзата Полата начался допрос подсудимых.

Детали

Первым на суде заслушали Дархана Аскентаева – одного из ключевых фигурантов дела. Согласно материалам и свидетельским показаниям, перед трагедией между ним и Шерзатом Полатом произошёл конфликт, в ходе которого Полат нанес удар. Аскентаев проходит обвиняемым по статье 293, часть 3, УК РК – "Хулиганство с применением оружия". На трансляции суда его не показывали, слышен был только голос. Он сообщил, что ранее не привлекался к уголовной ответственности. Его версия произошедшего значительно расходится с показаниями потерпевших и ряда свидетелей.

Зачем приехал в магазин

Аскентаев заявил, что в тот вечер зашел в магазин "Камажай", чтобы купить пиво, и, по его словам, тогда впервые увидел Каржаубая Нурымова и его сына Шерзата. Он утверждает, что не провоцировал конфликт и не наносил ударов. По его версии, он приехал к магазину на машине знакомого и около 23:00 зашел за пивом. На кассе, как следует из его показаний, он познакомился с Каржаубаем, оплатил три бутылки пива – тысячу тенге перевел через Kaspi, остальное отдал наличными, а сдачу получил от продавца. Стоимость покупки, по его словам, составила 1300 тенге.

Так как у самого Аскентаева не было Kaspi-счёта (позже пояснил, что его заблокировали), он заранее договорился с другом Олжасом, чтобы тот перевёл деньги при необходимости. Но Олжас предупредил, что может заснуть, и дал номер своей золовки. Аскентаев позвонил ей и попросил перевести деньги, пояснив, что у него почти сел телефон. В результате перевод пришёл с карты Светланы К., которую он назвал тёщей Олжаса.

"Увидел кастет – не успел среагировать"

По версии подсудимого, после покупки пива он отошёл от магазина, но его телефон разрядился, не дав ответить на входящий звонок. Он вернулся к Каржаубаю Нурымову и попросил на несколько минут зарядить устройство. Спустя некоторое время, как утверждает Аскентаев, он услышал звонок, взял телефон, поговорил, потом начал его выключать и заметил несколько новых SMS. В этот момент, по его словам, к нему подошёл Шерзат Полат с агрессией, обвинив в неуважительных высказываниях в адрес отца. Аскентаев cказал, что отрицал обвинения и предложил прояснить ситуацию вместе с Каржаубаем.

"В этот момент увидел, что в его руке был кастет, но не успел среагировать – он ударил меня в лицо. Я отскочил на два-три метра, прикрыл лицо рукой и встал. Потерял сознание на короткое время, не понял, что произошло", – рассказал подсудимый.

После этого, как следует из показаний, Аскентаев покинул место, почувствовал ухудшение самочувствия и позвонил другу – Нурболу Токтаубаеву, который позже также оказался на скамье подсудимых.

Во время допроса прокурор Дана Сарсенбай обратила внимание на то, что упоминание кастета прозвучало впервые только на суде. Она напомнила, что в ходе следствия с Аскентаева шесть раз брались показания, проводилась проверка на месте и три очные ставки, но ни в одном из этих случаев о применении кастета он не говорил.

Подсудимый объяснил это тем, что находился под давлением и не мог полноценно изложить свою версию: "Я не сталкивался раньше с такими делами, мне было тяжело собраться с мыслями", – отметил он. Также он заявил, что был в состоянии стресса и шока.

Отвечая на вопрос защиты, касающийся возможных оскорблений в адрес родителей Шерзата, Аскентаев отрицал такие высказывания.

"Сейчас я тебе воткну"

"Когда пришёл мой друг Нурбол, я разговаривал с Нурганатом (Гайыпбаевым – дядей Шерзата), и в этот момент Каржаубай достал нож и направил его на нас с Нурболом. Я это видел. Потом подошли ещё какие-то ребята. Мы разговаривали, общались, и Каржаубай снова, во второй раз, достал нож. Я это тоже видел. Он бежал в мою сторону, крича, и оскорблял мою мать по-русски: "Сейчас я тебе воткну! Ты, что, друзей своих зовёшь, хочешь что-то сделать? Тогда давай один на один!" – и мне, и Нурболу. Шерзат в этот момент пытался остановить его: "Папа, хватит, не надо, успокойся". Тогда Нурбол сказал: "Аға, мы же вам заплатили. Не один, а два раза. Мы нормально с вами разговариваем. Зачем вы злитесь? Зачем ругаетесь?" – рассказал Аскентаев.

Подсудимый уверяет, что он и Нурбол никого не вызывали. Однако вскоре подъехала машина, из которой вышли молодые люди. Некоторые из них поздоровались с Шерзатом. Один спросил у Нурбола, что произошло, на что тот ответил: "Моего друга ударили, я приехал его забрать. Всё уже нормально, уезжаем".

По его словам, драка началась после того, как Шерзат ударил одного из приезжих ребят.

"Я видел, как Нурганат упал"

Драка переместилась на соседнюю улицу. Подсудимый рассказывает, что услышал выстрел и пошёл в сторону магазина Каржаубая. По его словам, выстрел произвёл Нурганат.

"Я увидел Нурбола – он, кажется, бросил куртку. Я пошёл за ним. Один парень в спортивке кричал: "Скорую, скорую!" Я шёл за Нурболом и увидел, как Нурганат упал. Шла драка, двое-трое человек боролись. Я сказал Нурболу: "Хватит". Я не знал, кто эти ребята, были ли они друзьями Шерзата или нет – раньше я их не видел. Когда я сказал: "Парни, остановитесь", – получил пару ударов, потерял сознание и упал", – сказал Аскентаев.

По его словам, очнувшись, он увидел, что машина Нурбола отъехала. Вскоре из чёрного Mercedes раздался голос: "Дархан, садись, поехали", – сказал Нурбол.

Почему вернулись в магазин во второй раз

На вопрос адвоката Баймахановой о причинах неоднократного возвращения к магазину подсудимый пояснил, что это было связано с недопониманием по поводу оплаты.

"Нурбол сказал, что я якобы не заплатил полностью. Я ответил, что заплатил, чек у меня есть, сдача в кармане. Он сказал: "Ты же не сказал это тогда". Я сказал, что говорил. Тогда он предложил вернуться и доказать, что меня избили без причины. Я вернулся именно с этой целью", – сказал он.

При этом Нурбол сообщил, что сам оплатил товар.

"Он сказал мне в машине: "Ты не заплатил, поэтому я оплатил". Я ему ответил: "Я заплатил, показывал несколько раз, сдача у меня есть". Я объяснял это Каржаубаю", – добавил он.

Говорили ли о "Хуторских"

"Нет, такого разговора не было. Я знаю Нурбола с 2016 года – он не из тех, кто хвастается. Я не знаю, откуда это взялось. (…) Это село Турара Рыскулова. Оно в 1-2 км от Талгара", – сказал он.

Контекст

На скамье подсудимых – девять человек, включая несовершеннолетнего. Они обвиняются в убийстве, покушении на убийство, хулиганстве и недонесении о преступлении. Большинство из них в первый день судебных разбирательств не признало свою вину, другая часть – признала частично.

16-летний Шерзат Полат погиб в Талгаре в октябре прошлого года в результате потасовки возле магазина. Он был ранен ножом в сердце и впоследствии скончался. Трагический случай вызвал общественный резонанс и привёл к увольнениям чиновников в регионе.

Что было до этого

–––

d