Сколько денег Казахстан тратит на спорт и почему падает в рейтинге на Олимпийских играх. Аналитика Антикора
Одна из причин – постоянные коррупционные риски, которые приводят к нерациональным расходам и хищению госсредств, считают в Антикоре.
Что произошло
Антикоррупционной службой РК совместно с министерством туризма и спорта проведён внешний анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта.
Детали
Результаты показали, что в казахстанском спорте есть серьёзные системные коррупционные риски, которые мешают его развитию и достижению высоких показателей на мировой спортивной арене.
По данным Антикора, за последние шесть лет финансирование спортивной отрасли достигло почти 1,4 триллиона тенге. Так, в 2018 году эти показатели составили 165 млрд тенге, в 2019-м – 204 млрд тенге, в 2020-м – 177 млрд тенге, в 2021-м – 223 млрд тенге, в 2022-м – 296 млрд тенге, в 2023 году – 340 млрд тенге.
Что ещё
Также запланировано выделение из бюджета ещё 1,3 триллиона тенге на текущий и предстоящие два года.
"Объём денежных вливаний в казахстанский спорт высших достижений в разы превышает бюджеты стран Центральной Азии и дальнего зарубежья (Канада, Норвегия, Нидерланды), выделяемые на эти же цели", – отмечает Антикор.
Спортивные результаты
Вместе с тем Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийском медальном зачёте. В 2020 году это было 83-е место (восемь бронзовых медалей), в 2022 году – 0 медалей, в 2024 году – 43-е место (одно золото, три серебра, три бронзы) и во Всемирном спортивном рейтинге (в 2014 году – 25-е место, в 2018 году – 47-е место, в 2023 году – 42-е место).
В ведомствах полагают, что одной из причин являются постоянные коррупционные риски, которые приводят к нерациональным расходам и хищению государственных средств.
Дисбаланс в финансировании
Сообщается, что действующая политика развития казахстанского спорта не направлена на эффективную подготовку спортсменов.
"Основное внимание уделяется краткосрочным успехам, достигаемым за счёт натурализации иностранных игроков, в то время как системная работа по развитию собственных спортивных кадров недостаточно поддерживается", – отмечается в сообщении Антикора.
За годы независимости Казахстан пригласил 126 иностранных спортсменов для участия в олимпийских видах спорта, из которых каждый второй в дальнейшем вернулся в свою страну.
Вместо развития своих спортсменов деньги расходуются на игроков из других стран, что свидетельствует о явном дисбалансе в финансировании спорта. Так, расходы Казахстана на массовый спорт в девять раз меньше, чем на спорт высших достижений (35 млрд против 340 млрд тенге).
Зарубежный опыт
За рубежом приоритет отдаётся развитию массового спорта, который служит основой для спорта высших достижений. Например, в Нидерландах на массовый спорт тратится вдвое больше (497 млн долларов), чем на профессиональный (246 млн долларов). При этом нидерландские спортсмены демонстрируют отличные результаты на Олимпийских играх.
В Казахстане, наоборот, тратится в три раза больше на спорт высших достижений, а на массовый спорт – в семь раз меньше, чем в Нидерландах.
Размытые приоритеты
Из-за отсутствия приоритетных видов спорта высших достижений средства направляются на малоизвестные и неэффективные виды спорта. Так, за 2023 год по 31 виду спорта нет ни одной медали. В 2024 году количество финансируемых направлений выросло до 141 вида.
По информации Антикора, в Казахстане развивают 44 летних олимпийских вида спорта и 13 зимних. При этом около 60% финансируемых видов спорта высших достижений составляют неолимпийские – 84 из 141. На их развитие ежегодно выделяется 18 миллиардов тенге (в 2023 году на олимпийские виды спорта было потрачено 296 миллиардов тенге, на неолимпийские – 18 миллиардов, на прочие расходы – 11 миллиардов тенге).
При этом за рубежом акцент делается на узкий круг видов спорта: например, в Великобритании развивают 19 олимпийских летних видов спорта, в Германии – 18, в Австралии – 12.
–––
Читайте также:
–––