Снижение стоимости кредитов: как новые лимиты повлияют на банки, МФО и заёмщиков
Регуляторы решили снизить предельные ставки по кредитам, включая микрокредиты, с 56 до 46%. Это изменение обещает значительные последствия для финансового рынка и заёмщиков, но насколько ощутимы будут эти перемены?
Что произошло
Агентство по регулированию и развитию финансового рынка HR совместно с Национальным банком снизили предельный размер годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ) по кредитам. Это снижение коснётся как беззалоговых займов банков, так и микрокредитов.
BES.media побеседовал с экспертами и непосредственными участниками рынка, чтобы предугадать возможные изменения.
Что говорит рынок
Например, выяснилось, что микрофинансовые организации, такие как АО "МФО "KMF (КМФ)", планируют скорректировать свою кредитную практику и снизить ставки, что может сделать их предложения более привлекательными. Они также стремятся улучшить коммуникацию с клиентами и выделить преимущества снижения ставок.
Несмотря на потенциальные проблемы, такие как поддержание прибыльности при управлении операционными расходами, KMF рассчитывает укрепить свои позиции на рынке и увеличить спрос на свои услуги за счёт использования улучшенных условий кредитования.
Независимые эксперты отметили, снижение ГЭСВ может сузить круг заёмщиков, имеющих право на получение кредита, особенно тех, кто считается более рискованным, поскольку банки могут стать более избирательными при выдаче кредитов.
Однако для потребителей, по мнению экспертов, доступ к кредитам может остаться в основном неизменным, поскольку снижение ставок недостаточно радикально, чтобы заставить банки существенно изменить свою кредитную практику.
Реакция экспертов
Финансовый эксперт Расул Рысмамбетов считает, что снижение ставки вряд ли окажет серьёзное влияние на банки, так как они уже были готовы к таким изменениям.
"Для значительных изменений условий необходимо снижение ставки до 35%", – заметил спикер.
Однако для потребителей доступность кредитов может варьироваться в зависимости от поведения на рынке, отметил эксперт.
"Если количество неплатежей вырастет, банки могут ужесточить условия кредитования. Пока, скорее всего, всё останется прежним, поскольку снижение не критично, а инфляция уже снизилась", – сказал Рысмамбетов.
Спикер также поделился мнением, что послужило триггером для изменений.
"Регулятор заметил, что некоторые банки взимают ставки около 50%, и попытался облегчить условия кредитования. Первоначально планировалось снижение до 40-42%, но затем было решено остановиться на 46%", – сказал эксперт и добавил, что для финучреждений возможно снижение прибыли.
Напоследок Рысмамбетов отметил, что для потребителей, если банки увидят ухудшение возвратов по кредитам, условия могут ужесточиться. Ну а пока снижение ставки незначительное, и рано делать окончательные выводы. Возможно, в будущем будут предложены дополнительные снижения, предположил спикер.
Как на изменения отреагируют участники рынка
Снижение ГЭСВ заставляет МФО пересматривать свои кредитные продукты и подходы к управлению рисками.
Заместитель председателя правления микрофинансовой организации АО "МФО "KMF (КМФ)" Райханова Карлыгаш Тлековна рассказала BES.media, что компании, как и многие другие фининституты, готовятся к адаптации к новым условиям и продолжают информировать своих клиентов о выгодах от снижения ставок.
Заместитель председателя правления МФО отметила, что KMF планирует, как и многие другие фининституты, пересмотреть ставки вознаграждения в сторону снижения. Эти изменения затронут практически всю продуктовую линейку.
Клиентов оповестят дополнительно обо всех преимуществах снижения ГЭСВ.
"Мы будем использовать как внутренние, так и внешние каналы продвижения, чтобы оперативно донести эту информацию до наших клиентов.
Для удобства и наглядности мы обновляем кредитные калькуляторы на нашем сайте, что позволит клиентам легко рассчитать, насколько улучшатся условия кредитования и насколько выгоднее станет погашение кредита.
Наша цель – эффективно передать все преимущества этого изменения, обеспечив доступ к необходимой информации.
Мы делаем особый акцент на том, как снижение ставок положительно скажется на выгоде клиентов, включая уменьшение общей суммы переплат по кредиту. Нам важно, чтобы наши клиенты лучше понимали преимущества и были мотивированы воспользоваться обновлёнными условиями кредитования", – сказала заместитель председателя правления Райханова Карлыгаш Тлековна.
Есть ли риски для МФО?
KMF не видит опасности в снижении ГЭСВ и планирует продолжать совершенствовать подходы и методы управления рисками, уделяя особое внимание адаптации к изменяющимся условиям кредитования.
"Мы применяем комплексный подход к оценке кредитоспособности заёмщиков, что позволяет минимизировать риски даже при снижении ГЭСВ. Кроме того, усиленное внимание к качеству обслуживания и поддержке клиентов способствует снижению вероятности дефолтов. Мы не ожидаем, что снижение ГЭСВ отразится на доходности компаний, удержание текущего уровня доходности будет нивелироваться автоматизацией процессов и оптимизацией операционных расходов", – заверила заместитель председателя правления МФО.
В KMF уверены, что снижение ГЭСВ благоприятно отразится на нашем конкурентном преимуществе на рынке.
"Этот шаг не только делает наши кредитные предложения более привлекательными, но и демонстрирует нашу готовность адаптироваться к потребностям клиентов, что укрепляет доверие к нашему бренду. Мы ожидаем роста спроса на наши услуги, поскольку более низкая ставка привлечёт новых клиентов и мотивирует текущих воспользоваться улучшенными условиями.
В условиях растущей конкуренции это изменение позволит нам усилить позиции на рынке и привлечь больше внимания к нашим продуктам", – сказала заместитель председателя правления Райханова Карлыгаш Тлековна.
Конечной целью снижения ГЭСВ является сокращение задолженности потребителей, однако для KMF, ориентированной на финансирование предпринимательской деятельности, оно представляет собой как возможность привлечения качественных клиентов, так и проблему поддержания стоимости обслуживания в удалённых филиалах, что требует внедрения передовых цифровых решений, отметила зампред финучреждения.
"Эта норма в первую очередь направлена на снижение закредитованности в сфере потребительского кредитования. Однако деятельность KMF сосредоточена на финансировании предпринимательских проектов, и, на наш взгляд, снижение ставок позитивно повлияет на спрос на наши продукты среди качественных клиентов-микропредпринимателей. Тем не менее снижение ставок является значительным, и с учётом высокой стоимости обслуживания широкой филиальной сети в отдалённых регионах страны перед нами стоят серьёзные вызовы по внедрению передовых интернет-технологий и цифровизации, этот подход позволит нам быстро и качественно обслуживать наших клиентов", – сказала заместитель председателя правления Райханова Карлыгаш Тлековна.
Рынок будет сужаться – эксперт
Финансовый аналитик Арман Бейсембаев считает, что снижение ГЭСВ может привести к сокращению числа одобренных кредитов, особенно для более рискованных заёмщиков.
"Годовая эффективная ставка – это предельная ставка, которую можно установить по кредиту. Поэтому я не думаю, что это приведёт к какому-то ожесточению среди банков. Даже наоборот, снижение годовой эффективной ставки может привести к снижению кредитования потребителей, поскольку риски остаются на прежнем уровне.
Повышенные процентные ставки по этим кредитам оставить не могут, потому что существуют естественные ограничения, установленные нормативами. Снижение ставки приведёт к тому, что часть наиболее рискованных заёмщиков придётся отсекать, так как доходность по этим кредитам упадёт. Процентная ставка является мерилом риска. Чем выше риск по заёмщику, тем выше будет процентная ставка", – сказал эксперт и добавил, что снижение ГЭСВ сделали, чтобы банки отсекали наименее благонадёжных клиентов.
По мнению Бейсембаева, основной причиной снижения предельной ставки стало изменение экономики, в которой нынешние доходы и рентабельность больше не позволяют поддерживать высокие проценты по кредитам, как это было в 2000-х.
"Есть история с тем, что предельная ставка 56% была установлена ещё в начале 2000-х. Тогда это ограничение было введено, когда не было других ограничений. Банки могли устанавливать годовую эффективную ставку любую – 200, 500, 1000%. Всё зависело от желания банка и его видения рисков. Это продолжалось до тех пор, пока Нацбанк не установил ограничение в 56%.
56% были установлены не просто так, учитывались и другие факторы, такие как динамика экономики, рост доходов, эффективность экономики, темпы роста экономики, заработных плат и благосостояния. На тот момент ставка 56% оправдывала себя, когда доходы росли, у людей становилось больше денег, и обслуживать 56% годовых было вполне возможно.
Однако сейчас подобной доходности и рентабельности в экономике уже нет. Экономический рост и темпы роста заработных плат, которые были тогда, также отсутствуют. Экономика изменилась, она стала другой.
И такая экономика уже не может себе позволить такую доходность. Как её обеспечивать, когда, например, рентабельность твоего бизнеса – 2-3% в год, а банки дают кредит под 20% годовых?" – сказал спикер.
Бейсембаев также порассуждал, почему ГЭСВ не привяжут к базовой ставке.
"Привязка к базовой ставке – это принципиально новый подход и изменения парадигмы, которые трудно реализовать. Банки, скорее всего, не согласятся на это. Возможно, в будущем, когда государство будет готово к таким переменам, будут сделаны соответствующие шаги.
Что касается процентной ставки, то 56% были установлены на основе определённых соображений. Но сейчас экономика изменилась, и такие ставки уже не соответствуют реальности. В 2000-е годы доходность в 100% была нормой, но теперь ситуация изменилась", – заключил аналитик.
Контекст
Законопроект о снижении ГЭСВ был инициирован семью депутатами мажилиса и обсуждался на пленарном заседании 6 марта.
Он был разработан в целях реализации послания президента РК Касым-Жомарта Токаева и специального указа, направленного на снижение долговой нагрузки граждан. В своём Послании народу 1 сентября президент подчеркнул, что по мере сокращения кредитования реального сектора банки второго уровня переориентировались на предоставление потребительских кредитов.
Это изменение увеличило риски для финансовой системы и привело к чрезмерной закредитованности граждан. Хотя принятое в 2019 году решение о списании необеспеченных кредитов для 500 тысяч казахстанцев и новый закон о банкротстве физических лиц помогли облегчить ситуацию, президент считает, что для долгосрочных изменений необходимы более системные меры.
Что изменилось
- Беззалоговые банковские кредиты – максимальная ГЭСВ снижена с 56 до 46%.
- Залоговые банковские кредиты – максимальная ГЭСВ снижена с 40 до 35%.
- Ипотечные кредиты – максимальная ГЭСВ установлена на уровне 25%.
- Микрокредиты, выдаваемые МФО, – максимальная ГЭСВ снижена с 56 до 46%.
Строгие ограничения на микрокредиты сроком до 45 дней:
- Ежедневная номинальная ставка снижена с 1 до 0,3%.
- Максимальная годовая процентная ставка ограничена 179%.
- Ограничение по сумме кредита – максимальная сумма для микрокредитов снижена с 50 МРП (184 600 тенге) до 45 МРП (166 140 тенге).
–––
Читайте также:
- "Волатильность" мешает АРРФР облегчить финансовую нагрузку на казахстанцев
- Годовая ставка по потребительским кредитам упадет до 44%? Что ждёт казахстанцев
- Утечка данных клиентов банка и когда ждать изменений в ГЭСВ. АРРФР уклоняется от вопросов?
–––