Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Судебный репортаж

Суд по делу Гульмиры Сатыбалды: третий потерпевший рассказал о допросе на детекторе лжи и угрозах тюрьмой

17.06.2024
Фото: BES.media
Касым Жунусов. Родной брат Абая Жунусова.

Его также допрашивали по поводу зарубежных активов.

Что произошло

В Алматы продолжается судебное разбирательство по делу Гульмиры Сатыбалды – экс-супруги племянника первого президента РК Кайрата Сатыбалды. Бывшую супругу племянника Нурсултана Назарбаева обвиняют в незаконном лишении свободы предпринимателя, вымогательстве в особо крупном размере и самоуправстве, повлёкшем тяжкие последствия.

В специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы начался допрос третьего потерпевшего – Алтая Жунусова. Он приходится братом другим потерпевшему – Абаю Жунусову и Касыму Жунусову, которых, как утверждается, Гульмира Сатыбалды незаконно удерживала и заставила переписать бизнес на своих доверенных лиц.

Что сказал потерпевший

"13 февраля 2019 года мне позвонила Индира Абраманова (менеджер компании Baur Kazakhstan) и попросила приехать в офис Bau Kazakhstan. Я ждал две-три минуты, и меня пригласили в кабинет. Там была Гульмира Сатыбалды. Она кричала на Абая и обвиняла его в краже 5 млрд тенге. Несмотря на то что это не касалось меня, я был шокирован. Она требовала, чтобы я подписал документы, подтверждающие кражу, но я отказался. Нам сказали выйти", – рассказал Касым Жунусов.

По словам Жунусова, Гульмира Сатыбалды была очень зла, узнав от Мекешевой, что требуется время для подготовки документов о краже.

"Кабинет Кабенова (президент Baur Kazakhstan) находился рядом с Гульмирой Сатыбалды. Мы слышали всё. Через 20 минут Абай вышел с Гульмирой Сатыбалды. Его увели в кабинет с железной дверью. Мы ждали до 4 утра, потом вышли Мади (Мади Батыршаев, второй подсудимый, водитель Гульмиры Сатыбалды), Айбатыр (Айбатыр Жумагулов, партнёр и друг Абая Жунусова, владел долей в Baur Kazakhstan), затем Гульмира Сатыбалды, и все уехали на Lexus 570. Мы не знали, куда они поехали, но они прибыли к дому Абая на улице Кенесары, 183", – добавил Жунусов.

Но они тогда не смогли попасть к Абаю Жунусову, так как его не пропустили охранники по приказу Гульмиры Сатыбалды.

"На следующий день около 10 часов мы с мамой и братом пошли к другому брату, но нас не пустили. Я услышал, что нас не впускают по приказу Мади, и я поехал обратно в офис. Там я попытался поговорить с Гульмирой. Она сказала, что если я хочу освободить брата, должен продать все своё имущество и сообщить об этом всем родственникам. 16 февраля мне начал звонить Жумадилда, юрист компании, и требовал, чтобы я принёс документы в дом моего брата. Он знал наши адреса и говорил, что это всё по приказу Гульмиры Сатыбалды", – сказал Жунусов.

Продажа машины

"17 февраля во время обеда пришёл Каземиров Валентин, оценщик, и осмотрел дом. Потом приехала девушка и тоже проводила оценку. 18 февраля Гульмира позвонила по WhatsApp и требовала привезти ей Land Cruiser с госномером 007. Я попросил зятя, Кабылду Мурата, оформить все документы, чтобы не видеть Гульмиру. После обеда Жумадилда вызвал меня и потребовал подписать договор купли-продажи Land Cruiser за 22 млн тенге и расписку о получении денег", – рассказал Касым Жунусов.

Оценка дома за 180 тысяч долларов

"19 февраля Жумадилда сообщил, что дом был оценён в 180 тысяч долларов. Я конвертировал по тогдашнему курсу – это было 68 166 000 тенге. Потом Жумадилда попросил подписать договор займа и договор купли-продажи. Деньги посчитали в долларах и передали Гульмире Сатыбалды", – сказал Жунусов.

История со спецтехникой

"28 февраля Ермахан Талант, главный инженер "Ария-Жана Астаны", сообщил, что мне нужно сдать спецтехнику по приказу вышестоящих лиц. Они забрали технику, а моя жена написала доверенность", – сказал потерпевший.

Надежда на освобождение Абая

"2 марта Алтай Аман и я приехали к дому Абая. Охранники попросили подождать, затем позволили зайти. Абай был в спальне без света. Он сказал, чтобы мы никому не сообщали, так как это усугубит его положение", – рассказал Жунусов.

Он также сообщил, что отвёз свою мать к Светлане Назарбаевой, матери Кайрата Сатыбалды. Мать плакала, волновалась за Абая, но Светлана Мырзахметова обещала ответ через неделю. Однако при следующей встрече она приняла их холодно и ничего не пообещала.

"20 марта, в день рождения отца, мы читали Коран и поминали его. Позвонил Жумадилда и сообщил, что едет с Мади Батыршаевым, чтобы я подписал приказ о назначении директором Baur Development Group. Они приехали и начали звонить в дверь. Мади Батыршаев сказал: "Эй ты, выходи, я с тобой разберусь". Мама возмутилась, сравнив это с 1937 годом", – рассказал потерпевший.

Его также проверяли на детекторе лжи, задавая вопросы о зарубежном имуществе и деньгах Абая Жунусова.

Ходатайство прокурора

Прокурор Байбараков подал ходатайство о снятии ареста с четырёх офисных помещений в Астане, принадлежащих Нурсултану Бауыржану Кайратулы, сыну Кайрата Сатыбалды. Эти помещения были арестованы в рамках досудебного расследования.

"Нежилые помещения изначально находились в собственности TOO "TM Engineering Group". Затем были проданы TOO "Baur Estate Management" и далее – Назарбаевой С.М., которая передала их своему внуку Нурсултану Б.К. Однако Назарбаева приобрела эти помещения ещё в 2018 году, задолго до преступлений Гульмиры Сатыбалды", – сказал прокурор.

По его словам, сейчас идёт процесс заключения соглашения между подсудимым Кайратом Сатыбалдыулы и комитетом, касающегося признания вины и возврата государству незаконно приобретённых активов. Одним из условий соглашения является передача четырёх офисных помещений государству. Судья рассмотрит ходатайство на следующем заседании.

Обвинения против Сатыбалды

Бывшую супругу племянника Нурсултана Назарбаева Гульмиру Сатыбалды обвиняют по следующим статьям:

  • незаконное лишение свободы предпринимателя (статья 126, часть 3, пункт 3, УК РК);
  • вымогательство в особо крупном размере (статья 194, часть 4, пункт 2, УК РК);
  • самоуправство (статья 389, часть 4, УК РК).

Её водителя Мади Батыршаева обвиняют в незаконном лишении свободы предпринимателя.

–––

Читайте также:

–––