Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Финансы

В Казахстане запустили первую платформу по продаже стрессовых активов

08.10.2024
Глава ПКБ Руслан Омаров и председатель АРРФР Мадина Абылкасымова Кадр из трансляции Central Asia Fintech Summit
Глава ПКБ Руслан Омаров и председатель АРРФР Мадина Абылкасымова

Назвали её DMAS. 

Что произошло

В Казахстане запустили первую цифровую платформу по продаже стрессовых активов. Назвали её DMAS. 

По словам главы Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадины Абылкасымовой, эта платформа прошла аккредитацию в агентстве, включая тестирование систем информационной безопасности, проверку всех внутренних процедур и документов.

"Платформа DMAS создана на рыночных условиях без участия государства. Оператором площадки является Первое кредитное бюро", – рассказала на презентации Абылкасымова.

Подробности

По словам главы АРРФР, внедрение платформы будет способствовать возвращению проблемных активов в экономику и стимулировать рост доверия среди инвесторов к финансовому рынку Казахстана.

"Цифровые платформы станут ключевым инфраструктурным решением для рынка стрессовых активов. Этот шаг не только оживит рынок, но и усилит доверие инвесторов, сделав процесс прозрачным и доступным. Цифровые платформы помогают уменьшить асимметрию информации, предоставляя все необходимые данные для справедливого ценообразования и упрощения торгов. Они не только снижают транзакционные издержки за счёт стандартизации процессов и документации, но и повышают качество данных", – подчеркнула Абылкасымова.

В ходе презентации глава Евразийского банка Ляззат Сатиева добавила, что "на балансе банков действительно есть ещё стрессовые активы и на самом деле банки, как никто другой, заинтересованы, чтобы эти стрессовые активы как можно быстрее возвращались в реальный оборот и работали на развитие нашей страны".

Контекст

Казахстанские банки за годы кризисов накопили огромный объём плохих активов. Только за счёт госпомощи и программы оздоровления с 2017 года банкам удалось списать стрессовые активы с 7,7 до 3 трлн тенге.

С 2020 года 13 крупнейших банков работают над снижением неработающих активов до 1 трлн тенге к 2026 году, тем самым в экономику поступят активы на сумму 621 млрд тенге.

В 2021 году президент Токаев поручил снизить уровень стрессовых активов.

"Мы приняли решение – государство не должно помогать банкирам. Вместе с тем замороженные активы нужно возвращать в экономический оборот, но исключительно на рыночной основе. Для этого нужна законодательная база. Правительству совместно с агентством по финрегулированию следует до конца года внести законопроект в парламент", – отмечал в послании президент.

На разработку всей законодательной базы ушло три года: в 2022 году был принят закон, в котором прописали условия для продажи стрессовых активов на рыночных условиях. Стрессовые активы смогут покупать частные инвесторы, в тои числе нерезиденты. При этом взысканное имущество не может находиться у банков более трех лет. 

В июне 2024 года был принят закон, который устанавливает обязательную продажу стрессовых активов через цифровые платформы, которые должны получить аккредитацию в АРРФР. 

–––

Читайте также:

–––