В США запретили бурение новых нефтяных скважин. Как это отразится на Казахстане
Запрет на бурение скважин на шельфе побережья океанов может показаться препятствием для выполнения обещаний Дональда Трампа снизить цены на нефть.
Что произошло
Президент США Джо Байден официально объявил о запрете бурения нефтегазовых скважин на шельфе Атлантического и Тихоокеанского побережья. Ограничения охватывают территории общей площадью свыше 250 млн гектаров.
При этом запрет не распространяется на центральные и западные районы Мексиканского залива, где возможность нового лизинга для добычи нефти и газа сохранится.
Эксперты считают, что реальное влияние этого запрета на нефтяной рынок будет ограниченным.
США находятся на пределе своих возможностей
По словам Алибека Конкакова, экономиста института DESHT, шельфовое бурение составляет лишь 15% всего производства нефти в США, причём большая часть добычи сосредоточена в центральной и западной частях Мексиканского залива – регионах, не затронутых новыми ограничениями. Кроме того, запрет касается только будущих проектов и не затрагивает текущую добычу.
"Производство нефти в США сейчас достигло рекордного уровня – почти 13 млн баррелей в день, что значительно превышает добычу в других странах. Таким образом, эти меры больше символические, чем экономически значимые", – отметил Алибек Конкаков.
Он добавил, что новая администрация Трампа вряд ли будет отменять этот запрет, даже несмотря на то, что республиканцы получили большинство в палате представителей и сенате США.
"Республиканцы – не такая однородная масса. В избирательных округах некоторых республиканцев реализуются различные климатические проекты. Поэтому по климатической повестке у них существуют раскол и разногласия", – пояснил аналитик.
Несмотря на предвыборные обещания Дональда Трампа увеличить добычу нефти в США, значительного дополнительного роста в ближайшей перспективе не ожидается. Реализация обещания обвалить цены на нефть потребует крупных инвестиций в разведку и инфраструктуру, а также значительного времени.
"Даже если Трамп захочет расширить шельфовое бурение, это потребует значительных временных и финансовых затрат на разведку и строительство инфраструктуры. На реализацию таких проектов обычно уходит 6-8 лет", – добавил Алибек Конкаков.
Как это отразится на Казахстане
На первый взгляд, запрет шельфового бурения в США не окажет значительного прямого влияния на Казахстан. Однако косвенные эффекты могут проявиться в зависимости от политического и экономического курса США в ближайшие годы. Эксперты выделяют два ключевых сценария:
1. Политика Трампа и нефтяной рынок
Одним из предвыборных обещаний Дональда Трампа было снижение цен на нефть, в том числе за счёт наращивания внутренней добычи в США. Когда он вернётся к власти, то может попытаться отменить запрет Байдена. Об этом он уже заявил. Однако, считает Алибек Конкаков, сделать это будет непросто, так как отмена потребует согласования с Конгрессом. Более того, даже при поддержке республиканского большинства в обеих палатах Конгресса внутрипартийные разногласия могут затруднить реализацию таких инициатив.
"Цены на нефть планируется обвалить в первую очередь для борьбы с инфляцией, чтобы удешевить производство товаров в США", – пояснил Алибек Конкаков.
Финансовый аналитик Арман Бейсембаев отметил, что несмотря на заявления Трампа о снижении цен на нефть, ожидать резких изменений в ближайшие месяцы не стоит. По его словам, даже если Трампу удастся снизить стоимость барреля до 40-50 долларов, такие меры будут кратковременными и приведут к дефициту на рынке уже через полгода.
"Это не отменяет того, что американские нефтяники, в том числе сланцевые, будут запечатывать свои скважины. Такое уже происходило. Как только цена на нефть упадёт, они перестанут добывать, и на рынке тут же возникнет дефицит нефти, что приведёт к новому скачку цен", – пояснил Арман Бейсембаев.
Для Казахстана это может стать серьёзным ударом, поскольку более 60% бюджета страны формируется за счёт нефтяных доходов. В случае падения цен на нефть неизбежны снижение курса тенге и сокращение доходов бюджета.
2. Торговая война с Китаем
Трамп во время своей кампании обещал увеличить пошлины на китайские товары до 60%. Реализация этих мер может спровоцировать экономический кризис в Китае, который является крупнейшим потребителем нефти. Снижение спроса на нефть в Китае в свою очередь способно обвалить мировые цены на этот ресурс.
"Если случится какая-нибудь экономическая рецессия в Китае, то, соответственно, будет снижаться потребление нефти, что неминуемо повлияет на её стоимость", – подчеркнул Алибек Конкаков.
Арман Бейсембаев добавил, что главной причиной возможного проигрыша Китая в торговой войне является высокая экспортоориентированность экономики Поднебесной.
Есть ли возможности
В долгосрочной перспективе влияние американской нефтяной политики, по мнению Алибека Конкакова, будет зависеть от ускорения экономического роста в США и политики в отношении Ирана. Если администрация США будет стимулировать внутренний экономический рост без значительного увеличения добычи нефти, это может поддержать глобальный спрос на энергоресурсы. Ужесточение санкций против Ирана может снизить его экспорт нефти, что поддержит мировые цены и окажет положительное влияние на доходы Казахстана.
Арман Бейсембаев, напротив, не видит предпосылок для роста цен на нефть.
"Надо понимать базовую вещь: тот уровень, на котором сейчас находится цена на нефть, – это равновесный коридор, который устраивает и покупателей, и продавцов. Слишком низкая цена невыгодна продавцам, а слишком высокая – покупателям. Мы видели в 2022 году, когда цена на нефть поднялась до 125 долларов за баррель, как даже американская экономика испытывала большие проблемы. Да, Казахстан на этом неплохо заработал, как поставщик, но учитывая нашу импортозависимость, в основном завязанную на западном рынке, вся инфляция частично переложилась и на нас", – объяснил Арман Бейсембаев.
Экономист считает, что коридор цен на нефть от 60 до 90 долларов за баррель является комфортным для всех игроков.
"Рыночные законы, баланс спроса и предложения никто не отменял. Политика политикой, Трамп может обещать всё, что угодно, но отменить рыночные законы он вряд ли сможет", – заключил аналитик.
Почему это важно
Казахстан является одним из ведущих мировых производителей нефти. По данным на 2022 год, страна занимала 12-е место в мире по объёму добычи нефти, обеспечивая около 2% от общемирового производства. Кроме того, по доказанным запасам нефти страна занимает 12-е место в мире с объёмом около 3,9 млрд тонн.
На 2025 год Казахстан снизил прогноз добычи с 97,2 до 96,2 млн тонн. В прошлом году страна несколько раз пересматривала объёмы добычи нефти – при изначальных 90,3 млн тонн нефти к концу году в итоге снизили до 87,8 млн тонн.
Причинами подобных снижений в 2024 году стали капитальный ремонт Тенгизского месторождения, временная остановка добычи на Кашагане и Карачаганаке, а также регулярные приостановки отгрузки нефти по Каспийскому трубопроводному консорциому из-за профилактических работ.
Казахстан также является членом ОПЕК+. Страны-члены картеля имеют свою квоту на объём добычи нефти для поддержания цен на нефть, в том числе и Казахстан. Однако Астана её периодически превышает: например, в ноябре 2024 года добывали 1,498 млн баррелей нефти в день, что на 16% выше установленной нормы.
Если цены на нефть будут падать, ОПЕК+ будет снижать квоту добычи нефти, что не может не отразиться и на Казахстане.
___