Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Мнения

Возможно ли развитие в условиях постоянной угрозы

14.10.2022
Фото с сайта pixabay.com Фото с сайта pixabay.com

Как сейчас должны выстраиваться взаимоотношения Казахстана и России

Всё чаще казахстанцы в соцсетях высказываются если не за разрыв, то как минимум резкое сокращение отношений с соседней Россией. Может ли пойти на это Казахстан, и чем такой разрыв обернётся для нашей страны? BES.media спросил об этом самых прагматичных экспертов – экономистов. 

Быстро - будет нехорошо и дорого

Генеральный директор Центра исследований прикладной экономики (AERC) Жаныбек Айгазин напоминает, что взаимоотношения двух стран обусловлены не чьими-то желаниями и моментными интересами, а географией: 

«Я скажу сейчас банальные вещи, но они есть. У нас общая граница, куда мы денем 7 500 км сухопутной границы? Есть общее историческое прошлое, и это сотни лет, есть семейные связи, до сих пор есть. Банальность, но это факт. Грубо говоря, мы не можем переехать всей страной в другую точку и назвать её Казахстаном. 

У нас 38% импорта приходится на долю РФ, экспорта – порядка 15%. Примерно пятая часть внешнеторгового оборота, который невозможно очень быстро и без потерь заместить. Торговые связи давно налажены и отработаны. Конечно, постепенно тренд идёт на изменение торговых направлений. Но пока это произойдёт, пока полностью завершится переориентация – пройдёт достаточно много времени, плюс это будет связано с большими транзакционными издержками по изменению контрактов. Как минимум на первых этапах. 

В условиях нынешней геополитики, новых пакетов санкций, нужно внимательно оценивать все проекты, действующие и новые контракты, учитывать все риски. Я не вижу оснований опасаться, что санкции могут быть напрямую распространены и на Казахстан. Есть риски вторичных санкций, например, при реэкспорте отдельными предприятиями продукции двойного назначения. Тем более, такие примеры уже есть - в отношении отдельных предприятий из соседних стран. Наш бизнес должен внимательно следить за этим и делать выводы. 

Риски для инвестиций есть, но они связаны больше с состоянием мировой экономики. Напомню, что и наши январские события сильно повлияли на рассмотрение инвесторами нашей страны как стабильной. Суверенные рейтинги у нас в целом хорошие, но прогноз - негативный. Нельзя сказать, что эта оценка основана на политической нестабильности, наоборот, мы видим, что наши реформы импонируют Западу. Здесь более весомый риск - ожидание глобальной рецессии. Это общий тренд для всего мира, не только для Казахстана. В такой ситуации все развивающиеся страны становятся заложниками. Когда начинается рецессия - снижаются инвестиции, замораживаются новые проекты, деньги уходят с развивающихся рынков. Это – аксиома».  

У Казахстана - безальтернативная позиция

Глава исследовательского центра «Талап» Рахим Ошакбаев уверен, что позиция Казахстана сегодня понятна всем, и она - единственно правильная: 

«Президент Токаев неоднократно призывал к скорейшему достижению мира в конфликте России с Украиной и блоком НАТО. И он все время настойчиво апеллирует к принципам ООН. Наверное, можно сказать, что Казахстан занял однозначную позицию нейтралитета и принципиального неприсоединения в этом противостоянии ни к одной из сторон. На мой взгляд, с точки зрения коренных интересов Казахстана, это практически безальтернативная, единственно верная позиция. Война, разрушения, санкции и так уже нанесли мощнейший ущерб по всему миру. Страдают практически все страны без исключения от глобальной стагфляции, от нарушения налаженных торгово-логистических связей, торговых отношений. Самое главное, это конечно, большая угроза третьей мировой войны. Растёт количество упоминаемости того, что дальнейшая эскалация может уже привести не только к непредсказуемым, но и необратимым последствиям. Практически все мировые СМИ и политики только об этом сейчас говорят. В первую очередь, экономика уже понесла ущерб, и он будет увеличиваться. Но сейчас это не самое главное. Первое – как можно быстрее достигнуть мира в этом конфликте.

Экономике Казахстана придётся адаптироваться. Невероятные по сложности вызовы стоят перед нами. С точки зрения отношений с Россией, мы должны смотреть, в первую очередь, исходя из интересов граждан Казахстана, а в наших интересах точно является отсутствие какой-либо напряженности со всеми соседями по нашему периметру. Позиция добрососедства. Поэтому Казахстан не делает никаких – ни враждебных, ни дружественных шагов. В то же время саммит СВМДА показывает, что мы сейчас, возможно, играем очень важную роль предоставления, как минимум, площадок, как максимум, миротворческой дипломатии для достижения мира. Конечно, в 2022 году мы имеем совершенно новые геополитические и геоэкономические условия, и, скорее всего, этот разлом в кратко- и среднесрочной перспективе уже однозначно необратим».

С озлобленным соседом опасно играть

Экономист, эксперт международной брокерской группы Арман Бейсембаев не видит на нынешнем этапе других вариантов, кроме сохранения соседских отношений:

«Мы от России зависим намного больше, чем от всех остальных стран. Всё, что будет происходить в РФ, отразится на нас. Единственное, в этой ситуации, что мы можем сделать – не ссориться с нашими соседями и пытаться выстроить какие-то экономические связи и логистические цепочки в обход России. 

Потому что Россия сейчас находится под санкциями и невозможно делать логистику по её территории. Напоминаю, что 60% всего импорта Казахстана приходился на Россию. Общая доля участия в товарообороте Казахстана – 30%. Даже Китай находится на третьем месте.

Этот импорт сейчас проседает. Некоторые товары шли через, другие из России. Сейчас там все потихоньку проседает. Производители уходят из РФ, а они в том числе и нам продавали продукцию. До 24 февраля РФ вела себя предельно рационально. Она отстраивалась как логистический хаб для всего СНГ. Завязывала все логистические цепочки, загоняла к себе всех производителей, в том числе европейских.

Позиция Казахстана в отношении конфликта полностью укладывается в нашу многовекторную политику. Эту политику ещё начинал первый президент Назарбаев, и её сейчас, как эффективный инструмент, использует Токаев. Это я считаю правильным. Надо понимать, что сосед-то у нас, с недавних пор стал злым, агрессивным и неадекватным. Это всё ещё очень грозная сила, с которой опасно играть». 

Примечание: мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. 

 

Подпишись на Telegram-канал BES.media >>  https://t.me/bessimptomno 
у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий, пишите, присылайте фото, аудио и видео, документы, в наш анонимный бот @bessimptomno_bot