Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Поймём, что к чему

«Всегда найдут оправдывающую бумажку». Кульгинова уволили, а Скляра – нет. Почему?

12.06.2023
Фото пресс-службы правительства Фото пресс-службы правительства
В свете последних событий корреспондент BES.media попытался понять, несёт ли реальную ответственность первый заместитель премьер-министра за курируемые им сферы, и если да, то почему Роман Скляр всегда выходит сухим из воды?

На должность заместителя премьер-министра Роман Скляр пришел в сентябре 2019 года. А после январской трагедии, а именно 11 января, получил кресло первого вице-премьера, а в апреле этого года во время переназначений и отставок сохранил свой высокий пост.

В период его работы на этой должности произошли события, которые стали причиной отставок многих министров и акимов, но каждый раз Роману Скляру удавалось остаться на месте.

Какие сферы курирует первый зампремьера

В первую очередь, следует понять, какие сферы деятельности входят в компетенцию первого заместителя премьер-министра. Согласно информации на сайте премьер-министра, в рамках должностных обязанностей Скляр координирует вопросы:

  • оперативного управления экономикой и региональной экономики;
  • транспортной инфраструктуры и логистики;
  • строительства и модернизации ЖКХ;
  • электроэнергетики, ядерной энергетики, возобновляемых источников энергии, угольной и атомной промышленности;
  • промышленности, инноваций, геологии, недропользования и экспортного контроля;
  • охраны окружающей среды, использования природных ресурсов;
  • водных ресурсов, лесного хозяйства и животного мира;
  • чрезвычайных ситуаций и мобилизационной работы;
  • подготовки и прохождения отопительных сезонов;
  • развития специальных экономических и индустриальных зон;
  • нефтегазового сектора и нефтехимии;
  • связи, космической деятельности и комплекса «Байконур»;
  • оборонной промышленности.

«Молчаливый» свидетель

Вице-премьером Роман Скляр стал после того, как президент освободил его с должности министра индустрии и инфраструктурного развития в сентябре 2019 года. С тех пор произошло много нелицеприятных событий в сферах, которых он курировал. При этом ему не сделали даже выговор в то время, как после этих ошибок «летели головы» чиновников.

Пожар в Костанайской области. В начале сентября 2022 года в Костанайской области случилсякрупный лесной пожар. Более 2000 казахстанцев пришлось покинуть свои дома. Огонь быстро распространился из-за жаркой погоды и сильного ветра. Пожары затронули, причем одновременно, и другие регионы страны. Даже горели участки в Алматы и были версии чуть ли не о диверсии.

Авария на ТЭЦ Экибастуза. Заплатки на энергетической системе страны начали отваливаться ещё до коммунальной катастрофы в Экибастузе. В марте 2022 года в ТЭЦ Петропавловска обрушилась труба, в результате которой погиб работник. Несмотря на явный сигнал перепроверить энергообъекты, в августе-сентябре акимы регионов всё же отрапортовали готовность городов к отопительному сезону. Но беда пришла откуда ждали – в ночь на 27 ноября из-за большого расхода сетевой воды остановились котлоагрегаты в ТЭЦ Экибастуза. В результате проблемы стали сыпаться по принципу домино, что привело к тому, что большая часть города осталась без тепла в 35-градусный мороз. Пошли порывы теплосетей по всему городу. Когда тепло восстановили, не выдержали батареи в домах жителей. Был введён режим ЧС, некоторых жителей пришлось даже эвакуировать. 

«70 жилых домов находились без тепла. (...) Всего в Экибастузе 689 многоэтажных жилых домов. Было открыто 15 пунктов обогрева. Многие жители, конечно, находились в квартирах, охраняли свое жилье и находились там, когда проводилась замена радиаторов. Но такой вселенской катастрофы, что весь город замёрз, не было. И слово «замерзающий Экибастуз» относится к трём микрорайонам», – оправдывался тогда Роман Скляр.

Льготное автокредитование. Эта та самая программа, которая превратилась в мем под названием «Максат за 18 секунд» по имени казахстанца, который успел подать заявку за 18 секунд с момента её старта. Казахстанцы возмутились форматом реализации программы, когда большая часть желающих приобрести автомобиль за дешёвые деньги отпала от участия, электронная система подачи заявлений дала сбой. Глава МИИР Марат Карабаев тогда сообщил, что в программу планируется внести несколько изменений.

Провалившееся ОСИ. Больше двух лет понадобилось властям Казахстана, чтобы понять, что система ОСИ не работает. Сама по себе реформа предполагает схему «один дом – одно ОСИ – один счёт в банке». Общественники даже перечислили все причины, почему реформа стала приносить одни страдания людям: уполномоченные органы не объяснили суть реформы, КСК начали пугать людей и отказывались передавать документы в ОСИ, не нашлось профессиональных кадров и самое главное – собственники жилья оказались не готовы нести ответственность за своё общее имущество. В конце концов президент Казахстана обратил внимание на ОСИ и отметил их не эффективность. А недавно последствия проваленной реформы вылились в акцию протеста в Астане.

И наконец, пожар в Абайской области. Его площадь оказалась больше, чем в прошлом году в Костанайской области, –  больше 60 тысяч га. Погибли 14 работников лесного хозяйстваНовошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы», подконтрольного Минэкологии. Когда президент Касым-Жомарт Токаев встречался с семьями погибших, выявились системные проблемы в лесохозяйственной сфере, а также в предотвращении ЧС. Глава государства уволил главу МЧС Юрия Ильина и объявил 12 июня Днем общенационального траура.

Реальное подчинение министра зампремьеру зависело от авторитета

Политолог Уразгали Сельтеев считает, что заместители премьер-министра однозначно несут всю полноту ответственности за курируемые ими сферы, иначе в этом институте не было бы смысла.

«Другое дело, что при Назарбаеве у нас сложилась некая неформальная и своеобразная практика. Речь идёт о том, что реальное курирование и подчинение какого-то министра заместителю премьера зависело от личного авторитета каждого. Простыми словами, сможет ли формально вышестоящий заставить прислушиваться к нему, или же министр вообще напрямую исполняет только установки главы государства, зачастую игнорируя даже премьера. Сейчас, думаю, такой проблемы не должно быть, поскольку в правительстве элементарно вообще нет политических тяжеловесов», – подчеркнул политолог в беседе с корреспондентом BES.media.

Чисто бюрократически, сказал Сельтеев, механизм кураторства вице-премьеров работать должен, но сами заместители на практике дистанцируются от такой ответственности, перенаправляя её только на министров. И, по всей видимости, со стороны вице-премьеров нет реального контроля с глубоким погружением в вверенные сферы, отметил политолог.

«Вообще считаю, что заместители премьера не должны быть по совместительству ещё и министрами. В таких случаях они чрезмерно больше уделяют времени своему ведомству в ущерб всему остальному блоку», – добавил он.

Что касается самого Романа Скляра, политолог считает, что он «тоже должен был получить свою порцию претензий от главы государства».

Ответственность должна быть на министрах и акимах

Депутат мажилиса Ерлан Саиров в свою очередь убеждён, что ответственность должны нести непосредственно министры и акимы. 

«Министры конкретно отвечают за свой участок работы, за свою сферу, акимы отвечают перед президентом за вверенный ему регион. Что касается вице-премьера, то он должен давать только основные стратегические и тактические направления», – пояснил он корреспонденту BES.media.

При этом, добавляет мажилисмен, это не снимает требований к квалификации вице-премьеров – человек должен не только иметь практическое видение развития отрасли, но и должен обладать необходимыми теоретическими навыками.

«Кураторство тоже сопряжено с определенной ответственностью. Курируемые направления – это же тоже один из важных аспектов. Вице-премьер должен обладать определенным набором компетенций, например, скажем, в социальной сфере он должен хотя бы понимать, что означает социальная политика, сфера здравоохранения, образования. Социальная отрасль – определённая часть экономики», – добавил Саиров.

На вопрос, несёт ли конкретно Роман Скляр ответственности за аварии, например, в теплоэнергетике и ЧС, депутат отметил, что в этих сферах проблемы накапливались десятилетиями.

«В начале нулевых (2000-ых) нужно было вкладывать в теплосети, потом в ТЭЦы, что не было сделано. Уходили в какие-то сомнительные проекты, которые не имели никакого социально-экономического эффекта, не могли повышать уровень жизни, поэтому в теплоэнергетике возникают эти проблемы. Что касается ЧС, я думаю, что здесь должна быть конкретная ответственность министра. Министр должен конкретно отстаивать интересы ведомства перед минфином, кабинетом министров. Там же тоже существует дефицит финансовых средств, поэтому здесь должно быть четкое видение и компетенции министра. Я думаю, что новый министр должен провести полный аудит сферы ЧС и дать новое направление развития этой сферы, потому что техногенные риски в Казахстане будут нарастать», – заключил Саиров.

«Многое делается формально»

Политолог Газиз Абишев подчеркнул, что если речь заходит об ответственности вице-премьеров, то необходимо говорить и об ответственности самого главы правительства. 

«Тут большой вопрос. Опытный премьер-министр конечно подписывает распоряжение о распределении полномочий, но он должен всё контролировать. Вице-премьеры, конечно, собирают совещания с заместителями акимов областей, вице-министрами и отрабатывают всю повестку, но здесь очень большой поток информации, за каждой мелочью не уследишь и очень многое делается формально», – считает Абишев.

По его словам, у вице-премьеров есть реальная власть – они руководят работой через заместителей акимов и вице-министров. 

«Но согласно правилам бюрократической системы, любой вице-премьер всегда найдет ту бумажку или поручение, с помощью которого он сможет доказать, что та или иная ошибка – не его личный провал. И в этом специфика», – пояснил он.

Касательно проблем в ведении Романа Скляра, Абишев убежден, что стоит учитывать специфику отрасли.

«Да, много нехорошего творится, и я его не защищаю. Но просто хочу сказать, что у нас стратегическая проблема с инфраструктурой, потому что пока мы 30 лет строили «красивый фантик», инфраструктурное содержание прогнило. Очень большое количество кадров вымыто в силу политических и социальных соображений. У нас больше какого-то политического пафоса, нежели реального содержания. И все это приводит к плачевному результату. Но конечно, за системные ошибки – головы должны лететь», – заключил он.

Политолог привел сравнение между ситуациями двух вице-премьеров – Алтая Кульгинова и Романа Скляра.

«Может быть, у Скляра есть, во-первых, набор защищающих бумажек, когда он давал соответствующие поручения. А во-вторых, может, он вовремя отреагировал, пока система ниже его буксовала. То есть все остальные исполнители не должны же сидеть и ждать отмашки и ничего не делать. И вот он должен принять решение. Но не принял и всех наказали? Не могу четко сказать. По поводу Кульгинова, понятно, что здесь все более сжато: в конкретном городе конкретный аким бесконтрольно выдавал разрешения на строительство. А по Скляру система все-таки сложнее», – предполагает Абишев.

Подпишись на Telegram-канал BES.media>> https://t.me/bessimptomno 
Если у вас есть чем поделиться или вы стали очевидцем событий, пишите, присылайте фото, аудио и видео, документы, в наш анонимный бот @bessimptomno_bot