Запрет на вход со смартфоном в столовую: журналистам показали скандальный документ о правилах посещения правительства
Ранее журналисту Жание Уранкаевой ограничили доступ в здание правительства, ссылаясь на нарушение правил, которые отказывались показывать СМИ из-за грифа "для служебного пользования".
Что произошло
10 сентября пресс-служба правительства решила показать представителям СМИ документ для служебного пользования, по которому журналисту Жание Уранкаевой ограничили вход в здание.
Контекст
Пресс-служба ограничила журналисту доступ в здание правительства с 5 сентября по 31 декабря 2024 года, устно ссылаясь на нарушения правил и игнорирование неоднократных предупреждений и замечаний.
Детали
Перед заседанием правительства у входа в здание сотрудники пресс-службы настоятельно просили журналистов ознакомиться с выдержками из правил о пропускном и внутриобъектовом режиме. Это часть документа для служебного пользования, в котором значились четыре пункта.
В нём говорится, что журналисты могут работать только в тех местах, которые пресс-служба и администрация здания определили как возможные. В нём даже указано, что посещение столовой и буфета запрещено со смартфонами, хотя сотрудники пресс-службы уверяли, что этот пункт урегулирован и не будет применяться в отношении журналистов.
При этом в предложенном файле не была прописана ответственность за нарушение этих пунктов. Фотографировать документ запретили, и по запросу редакции BES.media пресс-служба отказалась предоставлять документ, сославшись на гриф "ДСП".
При этом после ознакомления журналистам предлагали расписаться в другом листе бумаги. Журналист BES.media не подписал лист ознакомления с документом, так как посчитал нарушением сокрытие информации об ответственности.
Что происходило на брифинге
Во-первых, вернули трансляцию пресс-конференции в Facebook, которую ранее отменили при прежнем премьер-министре Алихане Смаилове.
Во-вторых, в знак солидарности каждый первый вопрос большинство журналистов адресовали от имени Жании Уранкаевой, которой запретили появляться в здании правительства.
Позиция правительства
На пресс-конференции этот случай прокомментировала заместитель премьер-министра Тамара Дуйсенова. Вице-премьер посчитала запрет для журналиста справедливым, но при этом назвала Жанию Уранкаеву "человеком с гражданской позицией".
"У каждого объекта есть свой регламент. У каждого сотрудника есть соответствующие требования. Поэтому как граждане Казахстана, так и иностранцы, пребывающие в этом здании, должны соблюдать регламент. В этой связи, насколько я сейчас получила информацию, опрашивая нашу пресс-службу, она нарушила внутренний регламент пребывания в этом здании", – сказала Тамара Дуйсенова, добавив, что подробнее может объяснить сама пресс-служба.
Министр культуры и информации Аида Балаева на пресс-конференции не присутствовала.
Почему это неправильно
Проблема заключается в том, что человека невозможно привлечь к ответственности за правила, которые он не видел. К тому же неоднократные предупреждения и замечания должны быть зафиксированы, но такого документа никто не видел.
"Если выносятся предупреждения, должен быть документ. В новых правилах акрредитации СМИ указано, что существуют предупреждения, могут приостановить аккредитацию журналиста, в том числе за нарушение пропускного режима. Мне хотелось бы услышать позицию нашего уполномоченного органа – министерства информации и культуры, потому что это их правила аккредитации. Пусть они дадут правовую оценку действиям пресс-службы правительства", – объяснила юрист фонда "Правовой медиа-центр" Гульмира Биржанова.
Что ещё
На пешеходных мостах перед правительственными зданиями установили ворота, за которыми есть ограждения.
Там курсируют сотрудники полиции и СГО.
–––
Читайте также:
–––