Журналисты против минкультуры: как прошло первое заседание суда об оспаривании скандальных правил аккредитации
Поводом подачи иска стали принятые министерством культуры и информации типовые правила аккредитации журналистов.
Что произошло
Суд в Астане приступил к рассмотрению коллективного иска девяти журналистов против министерства культуры и информации. В числе истцов:
- Дамир Байманов;
- Илья Астахов;
- Тамара Вааль;
- Серик Жолдасбай;
- Жадра Жулмухаметова;
- Айнур Коскина;
- Аян Орибаев;
- Анастасия Прилепская;
- Жания Уранкаева.
Чего требуют журналисты
Истцы требуют признать незаконными положения "Типовых правил аккредитации журналистов (представителей СМИ)", которые запрещают аккредитованным журналистам распространять информацию, полученную от госорганов, в других СМИ, кроме тех, которые аккредитовали журналиста. Журналисты, поддерживаемые фондом "Әділ соз", считают эти нормы ограничением свободы слова и права на распространение информации, закреплённых в Конституции и законе РК "О масс-медиа".
Позиция сторон
Истцы утверждают, что нарушение требования публиковать материалы исключительно в аккредитованных СМИ грозит лишением аккредитации на полгода, а само требование создаёт барьеры для независимого освещения событий.
Представитель министерства же настаивает, что новые нормы призваны улучшить доступ к информации и повысить статус журналистов.
Что было в суде
В суде истцы подали ходатайство о назначении судебной филологической экспертизы. Однако суд отказал в его удовлетворении. Также было подано ходатайство об отложении судебного заседания и предоставлении времени для подготовки заключения специалиста-филолога, но и это ходатайство суд отклонил.
В суде представитель истцов долго допрашивал представителя министерства юстиции. Он пытался выяснить, ограничивает ли приказ главы минкульта от утверждении правил аккредитации право журналиста на распространение информации.
– Вы согласны, что этот приказ ввёл ограничение на распространение информации?
– Приказ предусмотрел условия, которые должен соблюдать аккредитованный журналист. Это условия.
– Хорошо. Назовём это условиями. Вы согласны, что это ограничение для журналиста?
– Это условия, которые должен соблюдать журналист.
– Итак – журналист, который аккредитован какой-то организацией. Если он не имеет права распространять информацию в других СМИ, это ограничение для журналиста или нет?
– Этим нормативным правовым актом детализирована процедура. Здесь предусмотрены условия, которые должен соблюдать аккредитованный журналист. Это разъяснение должно предоставляться органом-разработчиком. На наш взгляд, это условия, которые предусмотрены детализированными правилами.
– Вы не отвечаете на вопрос. Я хочу понять: да или нет. Эти условия на распространение информации ограничивают или не ограничивают?
– На наш взгляд, приказ не ограничивает.
Представитель истцов задавал вопросы и представителю министерства культуры и информации.
– Каким образом аккредитующие организации должны отслеживать нарушения требований журналистами, которые вы ввели?
– Я думаю, это вопрос в компетенции пресс-службы. Пресс-служба будет отслеживать материалы и работу аккредитованных журналистов.
– Раз введены правила, все должны их соблюдать. Каким образом аккредитующие организации будут обеспечивать соблюдение этой нормы? Вы сейчас сказали, что пресс-служба или какая-то организация должна отслеживать публикации аккредитованных журналистов. Допустим, аккредитовано 50 журналистов. Эта организация должна следить за публикациями всех этих журналистов, чтобы выявить, а вдруг, помимо своего СМИ, аккредитованный опубликовал эту информацию ещё и в другом СМИ, чтобы привлечь к ответственности и лишить аккредитации. Правильно?
Представитель минкультуры ответила, что это вопрос к государственным органам. На уточняющий вопрос представителя истца пояснила, что в обязанностях аккредитующих организаций отслеживание материалов не предусмотрено.
Что теперь
4 ноября начнутся прения сторон по этому гражданскому делу.
Контекст
После принятия скандальных правил аккредитации журналистов корреспонденту Press.kz Жании Уранкаевой ограничили доступ в здание правительства. Пресс-служба наложила ограничение с 5 сентября по 31 декабря 2024 года.
В знак солидарности с коллегой на одном из брифингов журналисты устроили "бунт", задавая вопросы от имени Жании Уранкаевой.
Позже доступ в правительство для журналиста всё же был восстановлен. Юрист ОФ "Правовой медиа-центр" Гульмира Биржанова считает ограничение доступа опасной тенденцией.
–––
Читайте также:
–––