"Одно ракетное попадание – и полстраны обесточено": астанчанин высказался о рисках строительства АЭС

20.08.2024
Фото BES.media

По его словам, атомная сфера напрямую касается вопросов национальной безопасности.

Что произошло

В Астане на публичных слушаниях о строительстве АЭС один из присутствующих рассказал о рисках, к которым, по его мнению, надо быть готовыми.

Какие аргументы

По мнению Данияра Калиева, одной из причин, почему не стоит строить АЭС в Казахстане, является вопрос национальной безопасности.

"Опасно строить высоко концентрированные источники энергии, АЭС и гидроэлектростанции. Одно ракетное попадание – и полстраны обесточено. Пример Украины это наглядно показывает. Каховское водохранилище разрушено, запорожская АЭС находится под угрозой постоянного подрыва. Никто не может гарантировать, что в Казахстане не случится войны, не дай бог, конечно, но мы должны об этом думать и должны себя обезопасить", – сказал он.

По его словам, ядерная энергетика перестаёт быть трендом в глобальной энергетике.

"В 2021 году доля атомной энергии в глобальном производстве электричества снизилась до 9%. В 1996 году этот показатель был 17,5%. Это означает, что мир отказывается от атомной энергетики, а мы собираемся строить. Атомная энергетика становится всё дороже и дороже. В 2018 году агентство Bloomberg отмечало, что 25% атомных электростанций в США не обеспечивают даже собственные эксплуатационные расходы, то есть они убыточны. С 2010 по 2020 год стоимость электроэнергии от солнечных батарей снизилась на 85%. Стоимость наземной и морской ветровой энергии уменьшилась на 56 и 48%, соответственно. Это говорит о том, что возобновляемая энергетика дешевеет, а атомная дорожает глобально. И мы должны этот тренд учитывать", – добавил Данияр Калиев.

Он хотел было продолжить приводить свои аргументы, однако ввиду регламента в виде 2 минут на вопрос ему отключили микрофон. И такое наблюдалось постоянно.

Что говорили организаторы

Генеральный директор РГП "Национальный ядерный центр Республики Казахстан" Эрлан Батырбеков не согласился с Данияром Калиевым в части опасности и снижения интереса к атомной электроэнергии.

"Мы приводили цифру – 59 станций строятся – это большие страны с хорошей экономикой впереди планеты всей. Если говорить про атомную станцию и возможность прямого попадания: я считаю, что при хорошем развитии атомной энергетики в дальнейшем будут малые модульные станции. Но их горизонт референтности – где-то 2030-е годы. Но строить без референтности первую атомную станцию, на сегодняшний день, просто неразумно. Поэтому ждём: строим большую станцию, потом развиваем малую атомную энергетику", – сказал он.

Фото BES.media
Генеральный директор РГП "Национальный ядерный центр РК" Эрлан Батырбеков

Что касается радиоактивных отходов, то по мнению Эрлана Батырбекова, их стоит расценивать, как отложенное энергетическое решение, которое повторно будет использоваться в реакторах, когда наладят замкнутый топливный цикл. При этом когда именно это будет, эксперт не уточнил. 

Контекст

Слушания в Астане стали 20-ми по счёту и заключительными в Казахстане. Референдум о строительстве АЭС в Казахстане планируют провести осенью 2024 года, однако точная дата ещё не определена правительством.

АЭС планируют построить в посёлке Улкен Жамбылского района Алматинской области на берегу озера Балхаш. В случае положительного решения станцию обещают построить по технологии поколения не ниже 3+. Сейчас свои предложения по реализации проекта Казахстану предложили EDF (Франция), CNNC (Китай), "Росатом" (Россия) и KHNP (Южная Корея).
___

Читайте также:

–––