Строительство АЭС в Казахстане: как разделились мнения на общественных слушаниях в Алматы

16.08.2024
Фото BES.media

16 августа в Алматы прошли общественные слушания по строительству АЭС в Казахстане.

Что произошло

В Алматы на общественных слушаниях по строительству АЭС присутствующие разделились на два лагеря – противников и сторонников. Одни пришли с заранее подготовленными листовками против строительства АЭС в Казахстане ("Народ РК против референдума по АЭС"), другие тут же распечатали бумаги с противоположным призывом ("Те, кто не поддерживает АЭС, – враги народа").

Позиция минэкологии

Вице-министр экологии и природных ресурсов Жомарт Алиев напомнил, что с точки зрения экологии любое производство электроэнергии наносит вред:

  • угольные станции – выбросы, большие объёмы золы, использование воды;
  • возобновляемые источники электроэнергии – шумовой эффект, нарушение флоры и фауны, отчуждения больших по территории площадей; 
  • гидроэлектростанции – затопление больших территорий, использование водяной энергии для преобразования в электрическую.

"Любой вид производства электроэнергии несёт за собой негативное воздействие на окружающую среду. Стоит вопрос в том, чтобы из всех способов получения электроэнергии выбрать наиболее экологически чистое, наиболее безопасное", – подчеркнул Жомарт Алиев.

Он также напомнил, что действующий в Казахстане Экологический кодекс основан на принципах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), то есть на основе европейского законодательства.

"Требования до такой степени ужесточены, что взять и построить – пусть атомную электростанцию, пусть угольную – без соблюдения требований экологического законодательства на уровне и иной раз жёстче европейских в Казахстане практически невозможно. Если завтра на референдуме примется решение о развитии атомной отрасли, послезавтра примут технологические решения, все эти решения будут проходить через призму экологической экспертизы, в которой будет задействована общественность", – заверил он.

Позиция общественника

Бывший глава KEGOK Асет Наурызбаев добавил, что только 33 страны имеют атомные электростанции, а весь остальной мир обходится без них.

"Последствия работы АЭС, которые будут работать 60-80 лет: 3-4 поколения людей будут получать электроэнергию, а десятки-сотни поколений после этого получат гору радиоактивных отходов, которую нужно охранять. Можно просто выкинуть в пустыню панели солнечных и ветряных станций, и ничего с ними не произойдёт, они угрозу жизни не представляют в отличие от радиоактивных отходов", – сказал Асет Наурызбаев. 

Второй риск, по его мнению, – надёжность атомных реакторов. Во время аварии на АЭС "Фукусима" в Японии в 2011 году взорвались два реактора из 640. Тогда ЧС признали максимального уровня по шкале ядерных событий.

"То есть каждый 320-й реактор взрывается. И если он взорвётся на озере Балхаш, мы потеряем озеро Балхаш. Наши родители уже потеряли озеро Арал, теперь мы сами своими руками можем потерять озеро Балхаш", – сказал он.

Третий риск, который, по его мнению, граждане Казахстана должны согласиться принять – это риск от иностранных технологий.

"Мы производим сырьё для ядерного топлива, но это сырьё где-то надо обогатить. Казахстан не обладает технологией обогащения и никогда не будет обладать, потому что мы подписали договор о нераспространении ядерного оружия, что запрещает нам обогащать уран. Поэтому мы должны продукт, который мы произвели в Степногорске, отправить куда-то, скорее всего в Россию, и получить обогащённый уран, из которого сделают таблетки в Усть-Каменогорске. К тому же станция может быть удалённо отключена производителем программного обеспечения, и ни один диспетчер на станции ничего не сможет сделать. Эти риски граждане Казахстана должны оценивать и понимать, настолько ли нам так нужна атомная электростанция, чтобы их принять", – заключил общественник.

Контекст

В Казахстане рассматривается вопрос о строительстве АЭС в посёлке Улкен на берегу озера Балхаш. Решение должен принять народ на референдуме, который состоится осенью 2024 года.

–––

Читайте также:

–––