Мы разрешаем использовать наши материалы при условии активной гиперссылки на сайтBES.media.

Запрещена перепечатка агитационных материалов.

Судебный репортаж

"Бишимбаев и Байжанов имитировали реанимацию холодного тела Салтанат, зная, что она мертва". Выступление Айтбека Амангельды

02.05.2024
Айтбек Амангельды Фото пресс-службы суда
Айтбек Амангельды

Брат погибшей Салтанат Нукеновой попросил присяжных не верить свидетельствам Байжанова и Бишимбаева.

Что произошло

На прениях в суде по делу Куандыка Бишимбаева выступил потерпевший – брат погибшей Салтанат Нукеновой – и его адвокаты. BES.media цитирует их выступление в суде.

Выступление Айтбека Амангельды

"В этом году маме с папой исполняется 60, а Салте всегда останется 31. (...)

Мы жили своей жизнью. И никто из нас не ожидал, что подобный ужас может случиться. И это уже длится полгода. Полгода осквернения памяти Салты, лжи, информационных атак. С 11 ноября, в тот день, когда я положил сестрёнку в могилу, уже начали выходить новости, какая она, мягко говоря, непорядочная женщина, алкоголичка и всё прочее. Эти атаки начались с первого дня, ещё до похорон даже.

И все эти полгода у нас нет возможности даже горевать, потому что мы находимся в постоянном состоянии борьбы. Борьбы за правду, за справедливость. Кроме нас никто за неё сейчас не постоит, и она за себя уже не может постоять. Эта борьба забрала у нас уже так много. Вся наша жизнь была рассмотрена под лупой. Было опубликовано множество лживых статей, и на каждую лживую статью мы дали опровержение с доказательствами.

В те первые дни, когда мы только с папой приехали домой, мама у меня спросила: нам нужен будет адвокат? Наверное, мой ответ был абсолютно глупый: "Нет, здесь же всё очевидно". Мне казалось, что всё очевидно и даже адвокаты здесь нужны. Конечно, это было ошибочное мнение моё.

Ложь – орудие преступника и его окружения. Здесь мы собрались, чтобы совместно определить истинную правду того, что произошло 8 и 9 ноября. В рамках главного судебного разбирательства вы видели всю научную и доказательную базу, и даже видели своими глазами, как всё это произошло на тех видео. Мы видим, как с первого дня, всё, что делают подсудимые – это очерняют память Салтанат. Обвиняют Салтанат, меня, весь мир. У них все виноваты, кроме них. А они представляют себя невинными созданиями.

От нас не требуются специальные знания, чтобы видеть жестокость. Для этого требуется просто сердце. Когда жестокость происходит, ты просто знаешь, что это плохо, жестоко и ужасно. И правда ужасает, шокирует. Я, как и вы, как и весь мир, не ожидали увидеть детали этого видео с телефона подсудимого.

Мне тяжело представить и понять, каким человеком нужно быть, чтобы совершить такое. Тяжело понять, как этот человек вообще принимает какие-то свои решения. Но нам не обязательно понимать его. Он не такой человек. Он просто по-другому создан, устроен. Не нужно пытаться понять его. Для нас с вами это немыслимый акт жестокости. Для него это был просто обычный четверг. 9 ноября для него – обычный день, в котором он видит себя как лучшего представителя человечества и всех остальных – как инструменты служения ему и его целям. Именно поэтому вы не видите его слёз, раскаяния, переживания, боли, а только смех. Вот этот человек, который сидит сейчас в данный момент с закрытыми глазами, спит или что, пофиг ему. 

Он пытается представить себя перед вами праведником, мусульманином, чтущим традиции и каноны. При этом ему ничто не мешает пьяным унижать достоинство других людей, которых он считает по социальному статусу ниже себя, недостойными, на матах с ними разговаривать. Это для нас с вами любой другой человек – такой же человек, как и мы, неважно, чем он занимается, какой у него социальный статус либо род деятельности. Для него все остальные – это просто рабы, которые должны служить ему, потому что он считает себя просто божественным созданием. Он так привык, он так воспитан, для него все рабы, все должны ему служить.

Это подтверждает и первая ссора с Салтанат, о которой она мне рассказала в декабре. Тот первый раз, когда она заступилась за персонал ресторана Bau, когда он в уничижительном виде с ними разговаривал. Все те люди, которые работают на него, – это просто расходный материал. Он не будет чтить мнение, уважать кого-то. 

Это всё подтверждается его перевоплощением здесь, в зале суда. Как и вы, в зале суда изначально мы увидели образованного, умного, интеллигентного парня. Таким же его видела Салта до брака. Это был абсолютно другой человек. Он жаловался, что прошёл тяжёлые испытания в этой жизни и что заслуживает сопереживаний и поддержки. И все эти испытания достались ему несправедливо. Мы сделали ошибку со своей стороны, мы ему поверили. Не повторяйте нашей ошибки. Вы в ходе судебно-разбирательства видели его настоящее лживое лицо. Видели, как слетает маска, как он переобувается в воздухе. Например, момент, когда он увидел снятое им видео на собственном телефоне. Как он кричал, дёргался, нервничал, давал разнообразные объяснения, что это не он, не его голос.

Обратите внимание, как он меняется в лице, когда он разговаривает с судом. Как он меняется в лице, когда он разговаривает со своими защитниками, которых, очевидно, он даже не уважает. Как он меняется в лице, когда ему задают вопросы женщины, адвокаты женщин с нашей стороны. Такие люди, как он, понимают только силу.

Мы требуем правосудия и справедливого наказания за Салтанат. Но также мы никому не пожелаем оказаться на нашем месте и пройти наш путь. И хотим сделать всё, чтобы уберечь людей от подобных ситуаций. И от этого чудовища, в частности. Сейчас возможность уберечь людей от него и от таких, как он, в ваших руках. Он уже доказал, что выйдя на свободу, снова нарушит закон. В следующий раз, если он выйдет на свободу, преступление может быть ещё тяжелее. Его преступления растут в геометрической прогрессии. Даже представить страшно, что может быть следующим. Лично я не вижу ничего человеческого, не вижу в нём способности к состраданию и раскаянию. Я вижу его преступления и последствия его действий. Я искренне верю, что вы видите его ложь так же, как и я.

Что бы он тут далее ни говорил, это не изменит того факта, что Салтанат жестоко была убита. И убийца сидит перед вами. Просто за стеклом. До обнаружения видео на телефоне я принял мысль о том, что я не узнаю до конца, что произошло в ту ночь. И в голове мне казалось, что смерть Салтанат была быстрой. Я надеялся, что она не мучилась. Но видео с телефона убийцы, в которых вы видите пытки, унижения, доказывает обратное. Она мучилась. 

У меня эта картинка просто как на повторе, как и материалы судебного дела, как и результаты вскрытия, как и фото- и видео, которые сделаны женщинами, которые омывали тело перед похоронами. Эти видео каждый день будто бы внутри убивает. И каждый день, когда это всплывает, каждый раз, когда это всплывает в голове, мне приходится переживать это снова. Бывает мысль о том, с какой жестокостью он это всё совершал, как он её убивал.

Посудимый от неё требовал ответа, который даст ему и его больной голове право на убийство. Даст то, что он будет рассказывать и говорить всем вам, что она его вынудила, что она это заслужила, что она его спровоцировала. Якобы она сама пришла и начала ему рассказывать, с кем она до этого встречалась, унижала его своими сравнениями с бывшими мужчинами. На последнем ужасном видео вы слышите, как она сдалась. Это было то первое видео, которое судья поставила. Но я прошу вас, когда вы уйдёте в зал совещания, посмотрите это всё или хотя бы прослушайте, потому что смотреть это невозможно. Хотя бы прослушайте по порядку, по хронологии, вы услышите, что она ему там и клянётся, и всё что угодно говорит, лишь бы он её не трогал. 

На одном из видео вы услышите и увидите, что Салтанат держит кровавую рубашку и говорит ему, что это будет уликой. И также говорит ему, что "за это ты будешь сидеть минимум 10 лет". И показывает снова и снова окровавленную рубашку. Как я лично думаю, что как раз таки этот страх, что произошло избиение, привёл его к осознанному решению убийства.

В дальнейшем Салта ему говорила, что ничего не было с этим человеком, она клялась по его требованию мамой, Аллахом, будущими дитьми, о которых она мечтала, отцом, всем своим здоровьем, он даже потребовал поклясться "маткой". В ответ она получала удар за ударом и оскорбления. Она говорила ему о том, что у неё болит голова, и просила остановиться хотя бы на 2 минуты, хотя бы сходить в туалет. Садиста, социопата, одержимого безосновательной ревностью, с больным воображением, все эти мольбы и клятвы никак не остановили. На этих видео видно, как убийца получает удовольствие от пыток и допросов. Это то, что мы с вами видели на этих видеозаписях.

Изначально мы знали только о той жестокости, проявленной в тамбуре первого этажа, где они стояли, разговаривали. И уже там была видна агрессия. Далее мы увидели записи с ресторана, со второго этажа, где мы видели нанесение побоев. И это тоже ужасно, даже эти кадры было тяжело смотреть, там очевидно была жестокость. Когда мы получили доступ к видеозаписи на телефоне, мы увидели абсолютно другой уровень ужаса и жестокости. И мы ещё даже не знаем всего. Мы ещё не знаем, что происходило дальше, как появилась эта рана на подбородке после этих видео. Даже то, что мы видели, это ещё даже не самый ужас.

Он её убил за то, что в отличие от всех остальных она не боготворила его, а лишь жалела, так как он сломленный и никчёмный. У него в руках была на тот момент вся власть и контроль над ситуацией. Он находился в своём заведении, у него был доступ к камерам, в паркинге стояла машина, на которой можно было незаметно вывести тело. Это его территория. В его голове он там главный и владеет всем и всеми. У него ни разу не возникла мысль вызвать "скорую" или обратиться за помощью. Ему нужно было, чтобы она умерла. Судя по всему, он даже пытался ускорить её смерть, пытаясь задушить.

Далее ему нужно было решить вопрос, просто очередную проблему в очередной четверг 9 ноября. Очень цинично. Просто проблему решить. Убийца, сидящий за стеклом, не дурак, не безумный и не сумасшедший. Его действия – это не болезнь и это не лечится. Он так живёт, издевается, властвует, наслаждается своей жестокостью и властью, контролем над людьми. В этот день она хотела, но не смогла уйти от него, потому что он её не отпустил.

Байжанов может вызывать у вас жалость, сочувствие, но я вас прошу не обманываться. Они вместе совершили преступление и отняли у меня сестру. Более того, они имитировали реанимацию холодного тела Салтанат, зная, что она мертва в тот момент уже. Это просто издевательство над ней. Когда я слушал записи разговора с диспетчером "скорой", меня разбирало в первую очередь от злости, потому что они просто издевались над её мертвым телом. Это не были попытки помочь.

Мир нашей семьи изменился, как изменился, наверное, мир и для всего Казахстана, и даже других государств. Боль Салты почувствовали люди со всего мира, с каждого конца края. Каждый казахстанец в тот день будто потерял родного человека. Эта боль будет с нами каждый день, до конца наших дней. И виновен в этом убийца и его помощник. У каждого из нас всего одна жизнь. Каждый из нас хочет прожить её как можно дольше и счастливо, в здравии. У меня и у моих родителей забрали такую возможность. Забрали возможность быть счастливыми, забрали возможность быть здоровыми. Мы каждый день из последних сил боремся за Салту.

Айтбек АмангельдыФото пресс-службы суда
Айтбек Амангельды

Она не заслужила подобного отношения. И она точно не заслужила смерти. И самое главное, она не хотела умирать. Она восемь часов боролась за жизнь. В агонии и с болью она лежала одна там, холодная и голая, в тёмной комнате, но не сдавалась до последнего и старалась выжить. Она была борцом. 

Для того чтобы ощущать справедливость, не нужно специального образования, социального статуса и не нужно быть кем-то особенным. Нужно быть просто человеком. Мы точно знаем, когда с нами поступают несправедливо. И сквозь всё облако лжи, в которые нас пытались погрузить, я верю, что сердце обычного человека всё равно точно знает правду. Я не прошу у вас жалости и сочувствия. Я взываю к справедливости ради Салтанат. Убийца и его помощник заслуживают самого строгого наказания. Они забрали жизнь у Салтанат, её годы, её будущее. Забрали часть жизни у родителей. Это гораздо больше, чем тот срок, который им грозит.

В этот день что-то умерло в родителях и во мне. Для нас бытовая жизнь не движется вперёд. Своими мыслями мы до сих пор там с Салтой 9 ноября. Мы не хотим, чтобы наступали новые дни, наступал новый год, чтобы время двигалось вперёд. В каждом этом дне, в будущем нет Салты, нет надежды. Я понимаю, что вы тоже не выбирали быть здесь, как и я не выбирал быть здесь. Мы все здесь оказались по вине одного человека. Я прошу вас о справедливости. Прошу вас почувствовать и понять и увидеть все доказательства. Я понимаю, что сложно на это всё смотреть, сложно всё это слушать, морально, психологически сложно, я вас понимаю в этом плане, но это нужно сделать для того, чтобы понять, что произошло в ту ночь, и принять решение".

Видео смотрите здесь:

–––

Читайте также:

___