Экс-президента аэропорта Алматы приговорили к 8 годам лишения свободы
Айбола Бекмухамбетова и Куаныша Тумышева признали виновными в хищении чужого имущества. Они должны погасить ущерб новому владельцу аэропорта в почти миллион долларов.
Что произошло
"Суд приговорил: признать Бекмухамбетова Айбола Ануаровича виновным в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьёй 189, часть 4, пункт 2, УК РК ("Присвоение или растрата вверенного чужого имущества") и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет с лишением права заниматься деятельностью, связанной с занятием материально-ответственных, а также руководящих должностей в коммерческих организациях сроком на 10 лет, с отбытием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности. Меру пресечения, применённую в отношении Бекмухамбетова в виде залога, отменить и взять под стражу в зале суда. Срок наказания считать со дня вступления приговора в законную силу", – огласила приговор судья Турксибского районного суда Динасыл Жанаткызы.
Экс-начальнику службы авиаГСМ Куанышу Тумышеву назначено аналогичное наказание.
"Гражданский иск АО "Международный аэропорт Алматы" к Бекмухамбетову, а также Тумышеву о взыскании суммы удовлетворить. Взыскать в солидарном порядке с Бекмухамбетова и Тумышева в пользу "Международный аэропорт Алматы" материальный ущерб в сумме 913 тысяч 165 долларов или 417 млн 891 тысячу 698 тенге", – добавила судья.
На добровольное погашение ущерба даётся срок 1 месяц.
В адрес ДКНБ по Алматы вынесено частное постановление.
Приговор не вступил в силу и подлежит обжалованию.
Суть дела
Айбола Бекмухамбетова и Куаныша Тумышева обвиняли по статье 189, часть 4, пункт 2, УК РК – "Присвоение или растрата вверенного чужого имущества".
По версии следствия, они вместе с владельцем обслуживающей компании ТОО "Тarlan Aero" составляли два расходных ордера при заправке воздушных судов Международных авиалиний Украины (МАУ). Количество топлива на бланках отражали с разницей в среднем на 5 тонн.
Сами подсудимые все обвинения отрицали. Айбол Бекмухамбетов говорил, что его преследование было заказным, за этим стоит экс-член совета директоров аэропорта и партнёр Тимура Кулибаева Раушан Сагдиева. Её пытались вызвать в суд, но с ней не удалось связаться.
Ранее судья Динасыл Жанаткызы уже удалялась в совещательную комнату. Однако в день оглашения приговора она возобновила судебное следствие. В результате был изменён обвинительный акт, его объём увеличился с 33 до 245 страниц, прокурор ходатайствовал о начале досудебного расследования в отношении партнёра Тимура Кулибаева – Раушан Сагдиевой, также был допрошен ещё один бывший президент аэропорта Болат Ержанов.
К слову, об ущербе. Иск был заявлен ещё 5 лет назад. Эта сумма нигде не была отражена в качестве недостачи. Всё это время аэропорт продолжал работать, а после был продан без долгов. Сейчас у аэропорта Алматы новый иностранный владелец, которому подсудимые теперь должны подарить почти 1 млн долларов.
---
Читайте также:
---
Какие доводы приводила сторона защиты
Адвокат подсудимых Инесса Киселёва настаивала на невиновности подзащитных. Она подробно перечислила факты, учитывая которые суд, по её мнению, должен вынести оправдательный приговор. Вот некоторые из них:
- следствие велось с многочисленными нарушениями, начиная с применения пыток в отношении Бекмухамбетова;
- протоколы допросов свидетелей сделаны под копирку, причём некоторые из них даже не владели языком производства или были не в состоянии давать показания;
- из подозреваемых в свидетели вывели основного выгодополучателя в этом деле – владельца ТОО "Тarlan Aero" Артура Лукашкина и построили обвинение на основе его показаний;
- под сомнение ставится подлинность появившихся в деле копий расходных ордеров, из которых сложилась сумма не отражённого нигде ущерба в 913 тысяч долларов. Бланки, согласно материалам дела, не изымали. Оригиналы запрашивали в Украине, но компетентные органы ответили, что предоставить их невозможно, так как срок хранения составляет 3 месяца с момента составления. Следователи всё же составили обвинение и передали дело в суд как есть;
- предъявляемый обвинением ущерб не существовал в природе, он не отражён ни в одних документах.
"Уважаемый суд, конечно, вам решать, каким будет приговор, какое будет оправдание либо наказание и Тумышеву, и Бекмухамбетову, но какая целесообразность арестовывать их после принятия вами определённого решения, даже если это будет обвинительный приговор? Люди на протяжении 5 лет находятся в Казахстане. У них уже сколько раз была возможность покинуть страну. Они по первому вызову являлись в органы следствия, суд, не затягивали процесс. Орган досудебного расследования на протяжении 5 лет пытается доказать виновность обоих. Уважаемый суд, я полагаю, что вина и Бекмухамбетова, и Тумышева полностью не доказана. В связи с чем прошу вынести в отношении них оправдательный приговор. Исковое заявление, конечно, оставить без удовлетворения", – сказала Инесса Киселёва.
Последнее слово
В своей речи Айбол Бекмухамбетов был краток, выразив лишь надежду на справедливый суд.
"Сказать нечего. Я послушал, конечно. Мне плюнули в лицо Раушан Сагдиева, Ержанов и многие. Но я хочу сказать: как бы они сами в этом не утонули, эти люди. Учитывая, что я всё-таки лётчик, полковник запаса, ещё смогу пользу стране принести, прошу меня оправдать. Всех хочу поблагодарить, прокурора в первую очередь за его хорошее такое разбирательство в кавычках", – сказал он.
В последнем слове Бекмухамбетов упомянул бывшего акционера аэропорта Тимура Кулибаева.
"Суждено так, но тем не менее не согласен, прошу оправдать. 20 лет я работал с этим акционером. Я принёс такие доходы – и так закончить на старости лет свою жизнь… Поэтому спасибо могу через вас, я думаю, передать им. Думаю, они услышат эти слова", – заключил он.
–––