Год работы VIII созыва мажилиса. Как депутатский мандат меняет критиков власти
В 2007 году отменили выборы по одномандатным округам, в 2022-м – вернули. После 16-летнего перерыва VIII созыв мажилиса стал первым составом, в котором представлены самовыдвиженцы.
19 марта 2023 года в Казахстане прошли выборы депутатов мажилиса. Новый состав нижней палаты парламента работает год. Какая атмосфера теперь царит в законодательном органе страны, стало ли больше демократии и меняет ли депутатский мандат критиков власти?
Предыстория: как мажилис потерял одномандатников, а потом вернул
Мажилис работает в Казахстане уже 29 лет. Он был создан в 1995 году, когда после принятия новой Конституции по инициативе президента Нурсултана Назарбаева прежний Верховный совет стал парламентом, разделённым на две части.
Существовавший до парламента Верховный совет (его состав был избран в 1994 году) проработал чуть меньше года. Хотя некоторые и бойкотировали те выборы, в целом в истории он остался многопартийным парламентом, который, например, отправил в отставку правительство Сергея Терещенко. Беспрецедентная история, в реальность которой сегодня сложно поверить, закончилась тем, что 6 марта 1995 года Конституционный суд признал совет нелегитимным из-за нарушений Кодекса о выборах.
Иск журналиста и кандидата в депутаты Татьяны Квятковской, которая требовала признать недействительными выборы только по одному из избирательных округов, привёл к тому, что распустили высший законодательный орган. Тогда депутат тонущего совета Олжас Сулейменов сетовал: "Верховный совет в России разогнали танками, нам хватило одной Таньки".
После референдума, на котором продлили полномочия Назарбаева, в 1995 году прошли выборы в первый созыв мажилиса (свидетель – Даулет Турлыханов, депутат I и нынешнего VIII созыва мажилиса). В этом созыве оказалась и та самая "Танька", и с этого созыва начинается история нижней палаты парламента.
В 2007 году систему выборов в мажилис поменяли (в который раз) – они стали полностью пропорциональными. Это означает, что одномандатные округа ликвидировали, и теперь гражданам предстояло делать выбор из партийных списков. Порог для прохода в мажилис для партий определили на уровне 7% от участвующих в выборах избирателей.
15 лет спустя, в 2022 году, после референдума и изменений в Конституции способ выборов в мажилис изменился: теперь 70% депутатов выбирают по спискам партий, а 30% – по одномандатным округам.
VIII созыв: бывшие критики власти и неоднозначные личности
В VIII созыв пропустили самовыдвиженцев. Мест у них значительно меньше, чем у тех, кто шёл по партийным спискам, – всего 29 против 69, избранных от шести политических партий. Причём во многих округах самовыдвиженцами стали члены партий, и именно они победили на выборах: большинство из них – от партии Amanat и несколько – от других. Настоящих самовыдвиженцев можно пересчитать по пальцам.
–––
Читайте также:
–––
Тем не менее за долгое время в парламенте появилась партия, называющая себя оппозиционной (ОСДП). С 2007 года в парламенте не было оппозиционной партии, тогда в IV созыве все депутатские места заняла народно-демократическая партия "Нур Отан". В VIII созыве оказались представители только что созданной партии Respublica.
В мажилис пришли бывшие критики власти. Например, один из лидеров протестных акций 2019 года айтыскер Ринат Заитов, неожиданно ставший депутатом от партии власти Amanat. Акын был доверенным лицом оппозиционного кандидата в президенты Амиржана Косанова. Но после того, как тот проиграл выборы и признал победу Касым-Жомарта Токаева, Заитов почувствовал себя, как он сам говорил, обманутым и вышел на митинг возле концертного зала "Алатау".
Там он встал на колени и сказал: "Мы не отдадим наше государство ни китайцам, ни Nur Otan. (…) Я не собираюсь уезжать за границу и оттуда вас призывать выходить на митинги. С завтрашнего дня я возьмусь за создание партии, изучу все законы и точно скажу, как мы пойдём дальше".
Его забрали в полицию. Партию он так не создал, но оказался в партийном списке Amanat.
Ермурат Бапи, который много лет издавал оппозиционную газету "Дат" и подвергался за это преследованиям, сейчас также сидит в кресле депутата мажилиса. Какое-то время он возглавлял оппозиционную партию ОСДП. Его приход в парламент сопровождался скандалом. Перед выборами кандидат в депутаты Бейбит Турабаев заявил, что Бапи помогают с агитацией сотрудники акимата. Сейчас Бапи – сторонник "нового Казахстана" и противник "старого".
Юриста Абзала Куспана также обвиняли в нечестной электоральной кампании. Его основным соперником был известный уральский журналист Лукпан Ахмедьяров, который заявлял о фальсификациях на выборах. Куспан сам был активным участником митинга в Уральске 4 января 2022 года (позже последовали январские события). Он провёл под арестом пять суток, после чего вылетел в Астану, где создал комиссию "Аманат", которая занялась освобождением людей, обвинённых после январских событий. Но больше Куспана знают как адвоката этнической казашки Сайрагуль Сауытбай, которая содержалась в трудовом лагере в СУАР и бежала. Позже она вылетела в Швецию и получила там политическое убежище.
Бакытжан Базарбек, земельный юрист, стал известен благодаря своей кампании по возвращению государству незаконно присвоенных земель. По его словам, во всех регионах страны он и его последователи вернули в госсобственность более 3 млн гектаров общественных территорий, в том числе Бутаковское ущелье, Обсерваторию и Каменское плато. По тем же вопросам он добивался увольнения бывшего акима Алматинской области Амандыка Баталова, тогда ещё вице-министра экологии Ерлана Нысанбаева (сейчас он министр экологии), а попытка привлечь к ответственности бывшего акима Алматы Бауыржана Байбека не увенчалась успехом.
В новом созыве нашлось место и бывшим кандидатам в президенты: нравоблюстителю Каракат Абден (открыла в Астане первый в стране Женский институт культурно-нравственного воспитания "Казак кызы") и человеку-мему Жигули Дайрабаеву (экс-кандидат в президенты, сыновей которого осудили за хищение субсидий). В одной лодке с ними Дания Еспаева, которая тоже выдвигалась в президенты в 2019 году от партии "Ак жол" и получила больше 5% голосов.
В новом составе собралось очень много журналистов: Амантай Жаркынбек, Ермурат Бапи, Казыбек Иса, Даулет Мукаев, Сергей Пономарёв, Максим Рожин, Нартай Сарсенгалиев, Максат Толыкбаев, Никита Шаталов. В новый созыв вошли 34 депутата из прошлых созывов.
Партии представлены в мажилисе так:
- Amanat – 40 мандатов;
- Ауыл – 8 мандатов;
- Ак жол – 6 мандатов;
- Respublika – 6 мандатов;
- Народная партия Казахстана (бывшая коммунистическая) – 5 мандатов;
- ОСДП – 4 мандата;
Демократия по чайной ложке: как изменилась риторика в мажилисе
VIII созыв запомнится более демократическим характером в отличие от прошлых составов с момента, когда нижняя палата парламента была представлена членами только партии власти или политических партий, лояльных к власти. В парламент пришла ограниченно структурная оппозиция.
30 марта 2023 года, когда мажилис согласовывал на пост премьер-министра кандидатуру Алихана Смаилова, ОСДП проголосовала против. Тогда руководитель фракции Асхат Рахимжанов, начав максимально дипломатично и корректно, сказал президенту:
"Мы наблюдаем и понимаем, что слабая социальная политика правительства ведёт к падению уровня благосостояния наших граждан. Мы выступаем против этого предложения".
Правда, в следующий раз, уже на днях, когда выдвинули кандидатуру Олжаса Бектенова, системная оппозиция была менее категорична – просто воздержалась от голосования, как и НПК.
Как бы то ни было, в мажилисе стали больше говорить о темах, которые раньше относились к категории негласного табу. Но несмотря на стремление к открытому диалогу, иногда депутаты получают строгие замечания за выход за рамки депутатской этики и агрессивное поведение, как, например, Бакытжан Базарбек. В прошлом году спикер Ерлан Кошанов сделал официальное предупреждение Базарбеку, пытаясь пресечь его спор с вице-министром сельского хозяйства Абулхаиром Ханабеком. Тогда Базарбек пригрозил вице-министру увольнением. За резкие высказывания, по его мнению, иногда ему угрожают: в сентябре прошлого года неизвестные подожгли коляску его детей у квартиры.
–––
Читайте также:
–––
Другой депутат – Ермурат Бапи отличился критикой в отношении олигархов и высказываниями по вопросам несправедливого распределения богатства в стране. По его словам, некоторые из его "врагов" из "старого Казахстана" находятся на свободе и являются влиятельными людьми. В предыдущих созывах парламента на них действовало негласное табу, разрушить которое дали самовыдвиженцам. Под его руководством, похоже, в парламенте формируется "коалиция против старого Казахстана".
–––
Читайте также:
–––
Но особенно много вопросов возникает в отношении депутатов от партии Amanat, которая заняла 40 мест в парламенте. Кажется, что, несмотря на изменения в политическом курсе, многие представители провластной партии продолжают придерживаться консервативного "нуротановского" подхода: избегать высказываний и соглашаться с основным течением партийных мнений. Это приводит к тому, что даже обоснованная критика в адрес правительства редко находит широкую поддержку.
Запятнанная репутация: как депутаты выходили из скандальных ситуаций
Одно из разочарований в депутатах VIII созыва – вопросы репутации. Этому не всегда уделяется должное внимание, особенно когда речь заходит о действиях самих депутатов и их близких. Это особенно заметно на примере депутатов Даулета Турлыханова, Жигули Дайрабаева и Анаса Баккожаева, чьи скандальные ситуации вызвали общественный резонанс, но не привели к объективной официальной оценке их действий со стороны мажилиса.
Даулет Турлыханов оказался в центре общественного внимания после инцидентов, связанных с его сыновьями. В одном из случаев сын Турлыханова напал на юристов, пытавшихся защитить девушку от его агрессии. Турлыханов заявил, что инцидент создаёт искусственный резонанс и отметил, что есть другие более значимые проблемы, которым следует уделять внимание.
Своих детей, осуждённых за растрату государственных субсидий, защищал и другой депутат Жигули Дайрабаев, недавний кандидат в президенты. Он заявил: "Я не считаю своих детей виновными. Они борются за справедливость".
–––
Читайте также:
–––
Или история с Анасом Баккожаевым, который на презентации законопроекта по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей заявил, что очень часто жертвы сами провоцируют насилие. Он считает, что конфликты начинаются из-за "длинного языка" женщин.
Общество ожидает от своих представителей в парламенте не только законодательной работы, но и личного примера, демонстрирующего честность, порядочность и уважение к закону. Это не только вопрос репутации отдельных депутатов или их семей, но и вопрос доверия к самому институту мажилиса и принципам демократии в целом.
Резонансные законопроекты: какие идеи продвигает новый состав мажилиса
Депутат от партии Amanat Екатерина Смышляева считает, что главная отличительная черта этого парламента в том, что очень много инициативных законопроектов от депутатов. Но некоторые из законопроектов оказались драконовскими, значительно ограничивающими политические права. Так, BES.media вместе с экспертами подробно рассказывал, почему новая редакция законопроекта "О масс-медиа" ухудшит работу журналистов.
–––
Читайте также:
–––
За год работы мажилисмены приняли законы:
- об общественном контроле;
- о возврате незаконно приобретённых активов;
- по вопросам дорожного движения;
- по регулированию оборота сжиженного газа;
- о вопросах ЖКХ;
- об онлайн-платформах и онлайн-рекламе.
Из положительных моментов: парламент одобрил функционирование Конституционного суда по-новому, позволяя гражданам напрямую обращаться за защитой своих конституционных прав. Кроме того, введён закон о банкротстве физических лиц, приняты меры по улучшению социальной поддержки через новый Социальный кодекс, поправки в Налоговый кодекс, включая изменения в ставках акцизов на табачные изделия и льготы для определённых категорий бизнеса.
Главным отличием VIII созыва можно назвать отсутствие единодушия – всё меньше законопроектов принимаются единогласно.
"Депутаты голосуют за законы для собственного пиара": как оценивают работу мажилиса
Директор общественного объединения "Эхо" Павел Лобачёв, который длительное время занимается наблюдением за выборами в Казахстане, высказал мнение относительно работы парламента и оппозиции в нём. По его словам, в парламенте реальной оппозиции нет. Депутаты в основном стремятся поддерживать партию Amanat, и несмотря на формальное наличие оппозиции, активной работы в интересах разнообразия мнений он не заметил.
"Пока я не видел, чтобы эта "оппозиция" сделала что-то хорошее. Это моё личное мнение. Могу сказать о тех 29 депутатах, которые были избраны по одномандатным округам и шли самостоятельно, не по партийным спискам. Мы мониторили их деятельность. В целом эти люди ведут активную работу в парламенте, делают много запросов, пытаются внести свой вклад и как-то помогать людям. Однако население не очень доверяет им, поскольку отсутствует прямой контакт. Даже связаться с их помощниками невозможно, потому что контакты неизвестны", – сказал Павел Лобачёв в беседе с корреспондентом BES.media.
Директор Правового медиацентра Диана Окремова считает, что депутаты стали более доступными. Правовой медиа-центр с октября прошлого года участвовал в рассмотрении в мажилисе резонансного законопроекта "О масс-медиа".
"Плюсы в том, что, мне кажется, депутаты стали более доступными, потому что мы работали с октября и практически могли со всеми общаться, встречаться, и мы благодарны за это депутатам, в частности, Жулдыз Сулейменовой и Сергею Пономарёву, за то, что они реально к нам прислушивались. Мы вместе разрабатывали сравнительные таблицы, старались объяснять, нас не игнорировали, в нас видели экспертов. Мы видели готовность и открытость идти навстречу. Но я говорю не обо всех", – рассказала она корреспонденту BES.media.
По её словам, свободы слова стало больше, но депутаты, похоже, эту возможность воспринимают по-другому.
"Это такая сомнительная свобода слова, потому что многие депутаты позволяли себе какие-то публичные высказывания, за которые потом было стыдно населению. Надеюсь, и им тоже было стыдно. Насколько хороша такая свобода слова – это, конечно же, вопрос открытый", – пояснила Окремова.
В целом, по словам правозащитницы, нынешнему созыву не хватает знаний о том, как должны приниматься законы.
"По моим наблюдениям этому созыву не хватило элементарных знаний о том, как должен работать парламент, как должны приниматься законы. Мы очень часто это видели, когда какие-то принимались законодательные инициативы, основанные на личном опыте. Депутат, например, говорит: "Вот у меня такой случай был в жизни, давайте закон примем на основании этого". Это у меня всегда вызывало шок, потому что для принятия закона нужна экспертиза, нужны какие-то знания, заключение, оценка и так далее. Несколько, наверное, эмоциональный подход", – сказала она.
Окремова отметила, что вызывают сомнения законопроекты, которые принимаются под предлогом нравственного воспитания молодёжи.
"В частности, те же самые законопроекты "О масс-медиа" и запрете вейпов. Кажется, что здесь опять же не хватает экспертизы, глубины. Депутаты голосуют за законы для собственного пиара, саморекламы, потому что инициативы, которые идут под знаком нравственного воспитания, против пропаганды дурных ценностей, всегда выглядят неубедительно", – подчеркнула она.
–––
Читайте также:
–––
Лобачёв также разочарован недостаточной открытостью и доступностью депутатов для общения с гражданами. Он упомянул попытки организовать круглые столы и пригласить депутатов на встречу с народом, которые не увенчались успехом: ни один депутат не пришёл.
"Я лично обзвонил 24 депутата. У нескольких человек были рабочие группы, остальные сказали коронную фразу: "Принято к рассмотрению ваше приглашение", – и на этом всё закончилось. Называются народными избранниками, которые должны отстаивать интересы своих граждан. Мы же их избирали, чтобы они отстаивали наши интересы. А они, войдя в парламент, совершенно забыли, что они должны что-то делать с гражданами, быть вместе, доступными", – сказал он.
По словам Лобачёва, даже на сайтах министерств иногда публикуются контакты чиновников, а на веб-ресурсе мажилиса нет контактов даже помощников депутатов. Он подчеркнул, что единственный способ обратиться к депутатам – через систему e-otinish, и дальнейшее общение идёт через канцелярию парламента без прямого диалога с народными избранниками.
–––
Читайте также:
–––