"Она находится в бегах": партнёра Кулибаева Раушан Сагдиеву не удалось вызвать в суд по делу о хищениях в аэропорту Алматы
О связях с Раушан Сагдиевой на судебном заседании спросили у экс-главы ДКНБ Алматы Нурлана Мажилова.
В Алматы во второй раз завершилось главное судебное разбирательство по делу о хищениях в Международном аэропорту Алматы. На скамье подсудимых бывшие глава воздушной гавани Айбол Бекмухамбетов и начальник службы авиаГСМ Куаныш Тумышев.
Что случилось
В суде допросили экс-главу ДКНБ Алматы Нурлана Мажилова.
В суд в качестве свидетеля вызвали бывшего главу ДКНБ Алматы. Сейчас он отбывает наказание по делу о январских событиях. Его допрашивали в части знакомства с партнёром бизнесмена из списка Forbes Kazakhstan и зятя экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Тимура Кулибаева Раушан Сагдиевой. По мнению подсудимых, именно они давали указания по их преследованию.
"Сагдиеву, да, знаю. Я не помню, была ли она заявителем по этому делу. С личными просьбами она ко мне не обращалась, она приходила ко мне на приём то ли с заявлением, то ли с пояснением по этому делу. Я её принимал один раз. Она мне говорила по содержанию заявления", – сказал Нурлан Мажилов.
Адвокат Бекмухамбетова поинтересовалась, просила ли его Сагдиева начинать или приостанавливать преследование её подзащитного.
"Вы знаете, даже если бы она и попросила бы, я, честно говоря, такого разговора не помню, это не в моей компетенции, не в моих полномочиях начинать или прекращать уголовное дело", – ответил он.
Суд также пытался вызвать на допрос саму Раушан Сагдиеву, но с ней не удалось связаться. По информации подсудимого, "она находится в бегах".
Суд перешёл к прениям
Дело, судя по всему, действительно неоднозначное. Следствие по нему длилось 5 лет, судебное разбирательство идёт 4 месяца. А сейчас проходят уже вторые прения.
Ранее стороны уже выступали, было сказано последнее слово, судья Динасыл Жанаткызы удалилась в совещательную комнату. Однако в день оглашения приговора судья возобновила судебное следствие. В результате был изменён обвинительный акт, его объём увеличился с 33 до 245 страниц, прокурор ходатайствовал о начале досудебного расследования в отношении Раушан Сагдиевой, также был допрошен ещё один бывший президент аэропорта Алматы Болат Ержанов.
Что просил прокурор
Несмотря на возобновлённое судебное следствие, изменение обвинительно акта, допроса дополнительных свидетелей и 4 месяцев разбирательства в суде, мнение прокурора осталось в первозданном виде. Старший прокурор авиационной транспортной прокуратуры Ержан Сагимбеков в своей речи во время прений (что первых, что вторых) зачитал слово в слово обвинительный акт, который был предъявлен в самом начале суда.
Гособвинитель запросил тот же срок – 10 лет лишения свободы каждому подсудимому без конфискации имущества, потому что нет признаков получения его преступным путём.
Если на первых прениях прокурор не просил возмещения ущерба и сохранял меру пресечения в виде залога до вступления приговора в силу, то на этот раз он потребовал возместить ущерб в 913 000 долларов и взять подсудимых под стражу в зале суда.
Сейчас у аэропорта Алматы новый иностранный владелец TAV Airports, который заверяет, что не имеет долгов и недостач. Выходит, в случае обвинительного приговора по просьбе прокурора новый акционер получит почти 1 млн долларов в подарок.
Доводы защиты
Адвокат подсудимых Инесса Киселёва настаивала на невиновности подзащитных, напомнив, что следствие велось с многочисленными нарушениями, начиная с пыток Бекмухамбетова, составлением протоколов допросов свидетелей "под копирку", причём некоторые из них даже не владели языком производства, выведение из подозреваемых в свидетели основного выгодополучателя – владельца ТОО "Тarlan Aero" Артура Лукашкина и построение обвинения на основе его показаний.
---
Читайте также:
- Земли аэропорта Алматы отсудили у «неофициальной» жены племянника Назарбаева
- Храпунов и помещения аэропорта Алматы: чем закончился суд
---
Защитник отметила, что предъявляемый обвинением ущерб не существовал в природе. Это подтвердил преемник Бекмухамбетова – Болат Ержанов. На балансе аэропорта не было недостач и долгов, а после продажи турецкой компании новые владельцы и вовсе уверяют, что им никто ничего не должен.
Адвокат ставит под сомнение подлинность появившихся в деле копий расходных ордеров, из которых сложилась сумма якобы неотражённого нигде ущерба. Дело в том, что эти бланки официально не изымались, кроме того оригиналы запрашивались в Украине, но компетентные органы ответили, что это невозможно, так как их срок хранения составляет 3 месяца с момента составления.
Выступление стороны защиты было прервано из-за окончания рабочего дня, оно будет продолжено 29 декабря.
---
Читайте также:
---
Суть дела
Айбола Бекмухамбетова и Куаныша Тумышева обвиняют по пункту 2, часть 4, статьи 189 УК РК – "Присвоение или растрата вверенного чужого имущества".
По версии следствия, двое подсудимых вместе с владельцем обслуживающей компании ТОО "ТarlanAero" составляли два расходных ордера при заправке воздушных судов Международных авиалиний Украины (МАУ), количество топлива на бланках отражали с разницей в среднем на 5 тонн. Излишки якобы делились на троих. Однако Лукашкин заявил, что его доля из общей суммы в 1,25 млн долларов составляла лишь 300 000 долларов, он возместил её.
Судья спрашивала у преемника Бекмухамбетова Болата Ержанова, инициировавшего уголовное дело, о том, как была определена доля Лукашкина. Ержанов ответил: "По его словам".
---