"Токаев объявил войну пыткам" и "Казахстан должен пересмотреть закон о митингах". О чём ещё говорили на Варшавской конференции ОБСЕ
Общий посыл такой: реформы продвигаются, но давление на активистов и журналистов ставит под вопрос их эффективность.
Что произошло
С 30 сентября по 11 октября 2024 года в Варшаве проходила конференция ОБСЕ по правам человека, которая собрала сотни участников. Казахстанскую делегацию представляли главы НПО, часто критикующие власти, и представители государственных и прогосударственных структур. Темы для обсуждения на конференции были обширные – от вопросов политзаключённых и свободы митингов до защиты прав ЛГБТ и малых народов.
Что такое Варшавская конференция и зачем она нужна
Варшавская конференция по человеческому измерению – это ежегодная встреча, которую проводит Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). С момента её первого проведения в 1992 году она стала крупнейшей правозащитной площадкой в Европе. Основная цель конференции – мониторинг и оценка выполнения обязательств в области прав человека среди стран-участниц ОБСЕ.
Варшавская конференция по правам человека – это событие, которое на первый взгляд может показаться утомительным, особенно если вы не погружены в правозащитную сферу. Десять дней подряд по нескольку часов участники обсуждают, что делать, чтобы права человека соблюдались неукоснительно. Особенно часто делегаты критикуют постсоветские страны, где отмечают авторитарный режим правления.
В этом году проблемы демократии в Казахстане и в целом в Центральной Азии не были центральной темой – возможно, потому что обсуждение войны в Украине затмило другие вопросы. Дискуссии, которые касались Центральной Азии, на этот раз не были столь острыми, за исключением каракалпакских активистов, защищающих своих соотечественников, которые подверглись гонениям властями Узбекистана.
О чём говорили казахстанские делегаты Варшавской конференции ОБСЕ – в обзоре BES.media.
Токаев объявил войну пыткам
Наибольшее количество спикеров собрала сессия по обсуждению пыток. Анна Солодова из Казахстанского международного бюро по правам человека отметила, что, несмотря на некоторые изменения в законодательстве, проблема остаётся нерешённой.
"Острой проблемой остаётся и тот факт, что большинство уголовных дел о пытках прекращается. В результате дела редко доходят до суда, что лишает жертв пыток возможности обращаться во гражданские суды для взыскания морального ущерба.
Компенсация жертвам пыток в Казахстане является одним из самых острых вопросов, несмотря на обязательства страны по международным договорам по практике в рамках механизма компенсации.
Неспособность государства проводить качественные и независимые расследования по делам о пытках не может служить оправданием для прекращения дел и оставления пострадавших без доступа к правосудию. Пытки наносят долговременные психологические и физические травмы не только самим жертвам, но и их семьям", – считает Анна Солодова.
Она упомянула трагические события в армии, включая случаи смерти, и предложила включить военные учреждения в сферу деятельности национального превентивного механизма (НПМ).
---
Читайте также:
---
Государственные интересы на конференции защищал омбудсмен Казахстана по правам человека Артур Ластаев. Отвечая на критику США по поводу применения пыток, он заявил, что "у нас нулевая толерантность к пыткам".
Ластаев особо подчеркнул, что Казахстан "не терпит такие методы", а после январских событий 2022 года президент Касым-Жомарт Токаев объявил войну пыткам.
Он сообщил, что 43 представителя правоохранительных органов, включая бывших полицейских и сотрудников спецслужб, уже осуждены за пытки и находятся в тюрьме. Омбудсмен также упомянул случай музыканта из Кыргызстана Викрама Рузахунова, который подвергся пыткам в Казахстане, и добавил, что все виновные наказаны.
Отдельно он рассказал о деле казахстанского журналиста Айдоса Садыкова, которого убили в Украине. Ластаев заявил, что власти Казахстана не причастны к его смерти.
"Мы действуем в этом вопросе абсолютно прозрачно. Международные партнёры были свидетелями того, что расследования в отношении тех, кого необходимо привлечь к ответственности, были проведены. Казахстан продолжит действовать, если будут представлены дополнительные доказательства", – сказал Ластаев.
Галина Моисеенко, представитель общественного фонда "Национальный фонд процветания", поддержала Ластаева и заявила, что в стране растёт количество обращений к омбудсмену – за прошлый год было подано около 6 тысяч обращений. Это почти в три раза больше, чем в 2021 году. По её мнению, это говорит о том, что люди доверяют этому институту.
Изоляция власти от народа?
Казахстанская правозащитница и президент общественного фонда "Ар. Рух. Хак" Бакытжан Торегожина заявила, что, несмотря на свои обязательства, казахстанские власти продолжают политику подавления законной и важной работы правозащитников, активистов и журналистов.
"Власти находят различные способы для ограничения свободы инакомыслия, объясняя это необходимостью защиты государственных интересов, национальной безопасности, борьбы с терроризмом и наркоманией. На сегодняв Казахстане насчитывается 23 политических заключённых. Ранее активистов обвиняли в симпатиях к опальному Мухтару Аблязову. Однако сейчас власти используют новую тактику – обвинения в хранении наркотиков на основании показаний секретных свидетелей, которых ни адвокаты, ни подсудимые никогда не видели", – сказала она.
На другой сессии Торегожина отметила, что власти Казахстана также применяют методы транснациональных репрессий для преследования своих оппонентов за рубежом. Среди таких методов – злоупотребление международными механизмами, например, красным уведомлением Интерпола. Эти инструменты часто используются для давления на активистов, журналистов и их семьи, даже если они находятся за границей.
Торегожина призвала европейские страны и ОБСЕ обратить внимание на эти транснациональные репрессии и остановить неправомерное использование международных правовых механизмов Казахстаном. Она подчеркнула, что важно прекратить злоупотребления законами о противодействии терроризму и отмыванию денег для подавления инакомыслия.
Что касается судебной системы, Торегожина сообщила, что страна сталкивается с проблемами в обеспечении права на справедливое судебное разбирательство. Независимость судей и прокуроров подвергается политическому давлению.
"Недавний показательный судебный онлайн-процесс над бывшим министром Куандык Бишимбаевым, обвинённым в убийстве жены, стал демонстрацией казахстанской судебной системы. Судья Айжан Кульбаева, которая вынесла приговор Бишимбаеву – 24 года лишения свободы – до обеда, а уже после обеда в закрытом заседании вынесла приговор другому влиятельному чиновнику, приговорив его к 5 годам колонии, представляет типичный пример казахского правосудия", – сообщила Торегожина.
–––
Читайте также:
–––
Мирные собрания в Казахстане
Галина Моисеенко также рассказала, что в Казахстане принят новый закон о мирных собраниях, который упростил их проведение – теперь достаточно уведомить акимат.
"Ответственность за порядок проведения собраний предусмотрена только при явном нарушении общественного порядка и угрозе подрыва государственной безопасности. В целом закон соответствует международным требованиям, которые предусматривают ограничения в интересах общественного порядка", – заключила общественница.
–––
Читайте также:
–––
Руководитель правозащитного центра Glotion Рустам Жантасов с ней не согласен. Уведомительная система на практике по-прежнему остаётся разрешительной. Несмотря на подачу уведомлений, граждане почти всегда получают отказ на согласование. Одной из причин отказа часто называется занятость отведённых мест для собраний – якобы на них проводятся культурные мероприятия или идут ремонтные работы.
Жантасов считает, что Казахстан должен пересмотреть действующий закон о мирных собраниях и сделать его по-настоящему уведомительным. Уведомление должно гарантировать право на проведение собрания, а не служить поводом для отказа. Между тем система специально отведённых мест для собраний должна быть упразднена, сохранив лишь перечень мест, где собрания могут представлять реальную угрозу общественной безопасности.
–––
Читайте также:
–––
"В Казахстане мы не думаем о том, чтобы устранять оппонентов"
Коллега Моисеенко – руководитель этого фонда Усен Сулеймен – выступил в другой сессии, продолжив тему правовых и политических реформ. В прошлом он был дипломатом, послом в Сингапуре и послом по особым поручениям.
Сулеймен рассказал, что Казахстан проводит успешные демократические реформы, которые он назвал реальными, а не косметическими. Важным шагом стало ограничение полномочий президента до семи лет и расширение полномочий парламента.
"В Казахстане мы не думаем о том, чтобы устранять оппонентов, которые стремятся к президентской должности. В США, например, уже было две атаки на жизнь главного контркандидата Трампа. Его также преследовали формально. Атака на Капитолий расследуется уже четыре года, однако до сих пор виновные не были наказаны, а СМИ продолжают считать Трампа виновным в этом инциденте", – сказал общественник.
–––
Читайте также:
–––
При этом он напомнил, что президент Казахстана неоднократно заявлял, что не признаёт ЛНР, ДНР и другие квазигосударственные образования. Хотя Казахстан соблюдает западные санкции, это негативно сказалось на экономике страны, и никакой поддержки или компенсации за это не было.
"НПО, которые продвигают повестку дня против России и Китая в Казахстане, фактически парализуют общество", – заявил Сулеймен, добавив, что они не учитывают интересы казахстанцев.
Торговля людьми в Казахстане
Между тем депутат мажилиса Марат Башимов на сессии, посвящённой вопросам торговли людьми, рассказал о новом законе, который регулирует права и обязанности государственных и правоохранительных органов в вопросах защиты прав человека. Один из ключевых моментов закона – это чёткое определение потенциальной жертвы торговли людьми. Это те, кто находятся в уязвимом положении и могут стать жертвами насилия или эксплуатации. В эту категорию входят несовершеннолетние, пожилые люди, сироты, бездомные, люди с зависимостями или психическими заболеваниями, а также те, у кого нет документов или стабильного миграционного статуса.
Башимов также отметил важность административной ответственности для тех, кто не заключает трудовые договоры с потенциальными жертвами торговли людьми, особенно с несовершеннолетними иностранцами. Это явление часто приводит к серьёзной трудовой эксплуатации.
Права заключённых в Казахстане
Член Национального курултая, известный в Казахстане адвокат Айман Умарова выступила от имени региональной адвокатской ассоциации. Она начала с позитивных изменений – дела о пытках, которые раньше не расследовались должным образом, теперь передаются в прокуратуру. Но главная задача – сделать так, чтобы расследования проводились прозрачно и честно.
–––
Читайте также:
–––
Одной из сложных проблем, по её словам, остаётся состояние здоровья заключённых. Раньше за этим следил тюремный персонал, что могло привести к конфликту интересов. Теперь за здоровье отвечает министерство здравоохранения, что должно быть более объективным, но на практике это работает не всегда.
"Возникла новая проблема: эта система сама по себе не всегда работает, так как заключённые часто не направляются своевременно и под охраной в медицинские учреждения", – рассказала она.
Умарова уделила пристальное внимание положению женщин в тюрьмах, особенно тех, у кого есть дети. Она отметила, что разлука с матерью наносит серьёзный эмоциональный вред детям. Президент Казахстана предлагал, чтобы дети оставались с матерями до четырёх лет, и, хотя это небольшое изменение, оно может значительно улучшить ситуацию, отметила она.
Угрозы правам ЛГБТ в Казахстане
Одной из часто упоминаемых в выступлениях спикеров проблем в Казахстане стало усиление дискриминационной риторики в отношении ЛГБТ. Руководитель правозащитного центра Glotion Рустам Жантасов рассказал, как в апреле этого года депутаты Едиль Жанбрышин и Самат Мусабаев пытались ввести уголовную ответственность за "пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений" и запретить митинги, связанные с ЛГБТ.
–––
Читайте также:
–––
В это же время была инициирована петиция против ЛГБТ, которая набрала 50 тысяч подписей, в основном с помощью административного давления на работников госструктур и студентов. Однако изменения в законодательстве были временно отсрочены.
"Радикальные группы, поддерживаемые некоторыми депутатами и представителями правительства, продолжают настаивать на полном запрете ЛГБТ, что создаёт реальную угрозу правам и безопасности сообщества в стране", – сказал Жантасов.
Директор Public Fund Nomad Rights Алишер Кожагулов также привлёк внимание к систематической дискриминации ЛГБТ-сообщества в Казахстане, которая, по его словам, выражается в стигматизации и нарушении прав человека.
Ещё одним тревожным сигналом он также назвал принудительное выселение в стране. В Казахстане нет чётких правовых механизмов для защиты людей от выселения, что позволяет выселять людей в любое время без предупреждения и предоставления альтернативного жилья.
Особенно страдают молодёжь, люди с инвалидностью, этнические меньшинства и бездомные, которых правоохранительные органы задерживают и перемещают за пределы городов, чтобы создать иллюзию "чистого города" перед международными гостями.
Правозащитники призывают ОБСЕ обратить внимание на эти действия и считают, что Казахстану нужно принять антидискриминационное законодательство для защиты и соблюдения прав всех граждан.
В свою очередь, директор фонда Human Rights Consulting Group Арсен Аубакиров подчеркнул, что проблемы с ограничением прав ЛГБТ в Казахстане требуют немедленного внимания.
«Эти законодательные инициативы не только ограничивают права на информацию и свободу слова, но и создают опасную атмосферу для ЛГБТ-сообщества, делая его уязвимым к нападкам как в интернете, так и в реальной жизни. Цифровые права и безопасность – это часть прав человека. Они включают право на приватность, свободное выражение мнения и защиту от цензуры. Нарушение этих прав ведёт к дискриминации, которая влияет на всё общество», – отметил он.
По его словам, ЛГБТ люди становятся мишенями для насилия и репрессий, в том числе со стороны правоохранительных органов, а их изоляция только усиливается.
«Призываю страны ОБСЕ признать важность защиты цифровых прав и усилить меры для безопасности ЛГБТ-людей как онлайн, так и офлайн. Необходимо отменить законы, ограничивающие свободу слова и доступ к информации, и ввести мониторинг интернет-цензуры, чтобы предотвратить нарушения», – считает Аубакиров.
Журналисты под давлением
О ситуации со свободой слова в СМИ рассказала соучредитель "Правового медиа-центра", медиа-юрист Гульмира Биржанова, обратив внимание на новый закон о средствах массовой информации в Казахстане. По её словам, этот закон не улучшил положение журналистов и не предоставил им дополнительных гарантий безопасности.
–––
Читайте также:
–––
Особое внимание она уделила правилам аккредитации журналистов, как местных, так и иностранных. Эти правила содержат слишком широкие основания для лишения аккредитации, что уже было протестировано на журналистке Жании Уранкаевой.
"Новые правила аккредитации создают очевидную угрозу лишения права на работу для журналистов", – подчеркнула она.
–––
Читайте также:
–––
Биржанова также отметила использование статьи об ответственности за распространение ложной информации. По её словам, эта статья не помогает бороться с дезинформацией, а используется для давления на журналистов, которые выражают своё мнение. Практика применения статьи о клевете также продолжается.
"Хотелось бы обратить внимание на случай с журналистом Данияром Адильбековым, которого обвиняют в ложном доносе и распространении заведомо ложной информации. Эти уголовные статьи весьма серьёзны, и санкции по ним могут достигать до восьми лет лишения свободы. Это опасный прецедент, который может стать сдерживающим фактором для журналистов-расследователей, особенно тех, кто пишет о коррупции. Такое обвинение впервые предъявлено журналисту в Казахстане", – сказала она.
–––
Читайте также:
–––
В завершение Биржанова подчеркнула, что ситуация со свободой слова в Казахстане ухудшается. В рейтинге "Репортёров без границ" Казахстан опустился с 134-го места в 2023 году на 142-е в 2024 году.
Дискуссия о платках углубляет раскол в казахстанском обществе
Председатель Ассоциации религиозных объединений Казахстана Александр Клюшев отметил, что уважение к правам человека и законности – ключевой элемент в борьбе с экстремизмом и радикализацией. В Казахстане сейчас активно обсуждается вопрос ношения платков в школах. Поводом для дискуссий стало решение Верховного суда, который признал незаконным недопуск ученицы к занятиям из-за ношения платка, подчеркнув, что право на образование – одно из основных прав граждан.
Сегодня этот вопрос вызывает раскол в обществе. Правозащитники, поднимающие тему ношения платков, сталкиваются с угрозами. В некоторых городах, включая Астану, появились частные школы для девочек, где разрешено носить платки, но таких школ очень мало, и обучение в них не всем по карману.
Клюшев отметил, что решение проблемы через частные школы неэффективно. Он предложил внести изменения в приказ министерства просвещения, чтобы разрешить ношение элементов религиозной одежды в школьной форме для представителей разных конфессий.
–––